Приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр, вступившим в силу 05.03.2019, утверждены новые Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД, а также Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор. Ранее применялись требования и порядок передачи копий решений и протоколов, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр.
На основании ч. 1 ст. 46 ЖК РФ протоколами оформляются в соответствии с установленными требованиями решения общего собрания собственников помещений в МКД. Решения и протоколы являются официальными документами, удостоверяющими факты, имеющие юридические последствия в виде возложения на собственников обязанностей в отношении общего имущества в доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей. Таким образом, решение собственников помещений в МКД, принятое по результатам собрания и оформленное протоколом, - это выраженная воля собственников, направленная на наступление определенных юридических последствий, и оно не является сделкой по смыслу ст. 153 ГК РФ (Постановление АС ВВО от 02.11.2018 № Ф01-4769/2018 по делу № А11-5853/2017).
Протокол составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных (уточнено) дней с момента проведения общего собрания. Оформление протокола - это обязанность секретаря общего собрания, который избирается решением общего собрания.
Сведения, подлежащие включению в протокол
Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:
1) наименование документа - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) дату протокола. Это дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в МКД);
3) номер протокола, который должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года. Поэтому в каждом новом календарному году нумерация протоколов начинается сначала;
4) дату и место проведения общего собрания. Если общее собрание продолжалось несколько дней, в качестве даты его проведения указываются дата начала и дата окончания общего собрания. Место проведения собрания зависит от используемой формы его проведения (при этом каких-либо условий или ограничений в выборе формы проведения голосования действующее законодательство не содержит).
- При проведении собрания в форме очного голосования, место проведения собрания указывается адрес, по которому проводилось общее собрание.
- При проведении собрания в форме очного-заочного (заочного голосования, проводимое опросным путем), голосования, место проведения собрания указывается адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в МКД.
Место и дата проведения общего собрания, обозначенные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в доме;
5) заголовок к содержательной части протокола, который должен содержать информацию об адресе дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование);
6) содержательную часть протокола, состоящую из двух частей:
а) вводной, которая должна включать следующие данные:
- сведения об инициаторе общего собрания;
- сведения о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в доме (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);
- список лиц, принявших участие в общем собрании (присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (приглашенные лица). Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу. В самом же протоколе указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: "Список прилагается (приложение №____ к настоящему протоколу)";
- данные об общем количестве голосов собственников помещений в МКД;
- сведения о количестве голосов собственников помещений в доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;
- сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в доме;
- повестку дня общего собрания;
- информацию о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания. Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов;
б) основной. Текст этой части состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит конкретный вопрос повестки дня общего собрания. При этом в повестке дня указываются вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением (сообщением) о его проведении. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения. Важно помнить, что общее собрание собственников помещений в МКД не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).
Минстрой рекомендует включать в повестку дня каждого собрания вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в МКД, а также о лицах, которые будут проводить подсчет голосов. При этом в состав счетной комиссии, определяемой решением собственников, могут входить председатель и секретарь собрания (Письмо от 28.02.2018 № 7252-ЕС/04).
При формировании вопросов повестки дня собрания, необходимо учитывать следующие моменты:
- формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования.
- если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством РФ, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка.
- запрещено включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов.
- если вопрос повестки дня касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа;
7) информацию о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование. Нужно уточнить, что речь идет о месте (адресе) хранения копий протоколов и решений, так как подлинники этих документов направляются в орган ГЖН для хранения в течение трех лет. А вот копии протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).
Приложения к протоколу
Неотъемлемой частью протокола общего собрания являются приложения к нему. Как было указано выше, одним из приложений к протоколу общего собрания являются списки присутствующих и приглашенных лиц. Обязательными приложениями к протоколу также признаются:
1) реестр собственников помещений в МКД, содержащий сведения о собственниках всех помещений в доме, с указанием:
- фамилий, имен и отчеств (последние - при наличии) собственников - физических лиц;
- полных наименований и ОГРН собственников - юридических лиц;
- номеров принадлежащих им на праве собственности помещений в доме (при наличии);
- реквизитов документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения. Это могут быть, к примеру, данные, содержащиеся в выписке из ЕГРП (Письмо Минстроя РФ от 07.10.2016 № 33077-АТ/04).
Кроме того, согласно новым требованиям реестр должен включать сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в доме и доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из собственников;
2) копия текста сообщения о проведении общего собрания. Примерная форма сообщения приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр;
3) документы (их копии), подтверждающие:
- либо направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в доме;
- либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников, или в ГИС ЖКХ;
4) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
5) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня;
6) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать:
- сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших эти решения (бюллетени);
- дату их заполнения;
- сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания прилагаются иные документы, если в содержательной части протокола есть указание на них.
Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, приводятся на первом листе документа. Страницы протокола и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.
Чьи подписи должны быть в протоколе собрания?
По общему правилу помимо лица, председательствующего на общем собрании, протокол должен быть подписан секретарем общего собрания и лицами, проводившими подсчет голосов.
Однако возможна такая ситуация: вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, но принято решение об отклонении предложенных кандидатур. Тогда протокол подписывает инициатор проведенного общего собрания.
В перечисленных случаях реквизиты подписи протокола включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.
Если на общем собрании принято решение о создании ТСЖ и утверждении его состава, протокол должны подписать все собственники помещений в МКД, проголосовавшие за принятие такого решения (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ). В этом случае реквизиты подписей лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов, либо подписи инициатора проведенного общего собрания (когда протокол должен подписать инициатор собрания) должны включать в себя:
- сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления;
- отметку о статусе таких лиц ("председательствовал на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме", "секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме", "проводил подсчет голосов", "инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме").
Последствия составления протокола с нарушением
Как разъяснил КС РФ в Постановлении от 29.01.2018 № 5-П, каких-либо специальных норм, закрепляющих основания для признания решения общего собрания собственников помещений в МКД оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс не содержит, что позволяет применять положения гл. 9.1 ГК РФ (ст. 181.1 - 181.5).
Так, решение собрания является недействительным по основаниям, установленным Гражданским кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение) (п. 1 ст. 181.3 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
- допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
- у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали соответствующие полномочия;
- допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
- допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Аналогичная норма права содержится в ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в МКД вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников с нарушением требований Жилищного кодекса, в случае если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если данным решением нарушены его права и законные интересы.
Обозначим на основе конкретного примера из судебной практики (см. Постановление АС СЗО от 26.12.2018 № Ф07-14802/2018 по делу № А26-13507/2017), к чему могут привести нарушения, допущенные при составлении протокола общего собрания собственников помещений в МКД. В орган ГЖН поступило заявление жильца МКД о проверке обоснованности повышения тарифа на содержание, управление и текущий ремонт МКД, поэтому в отношении ЖЭК (управляющего домом) была проведена внеплановая документарная проверка. В итоге был сделан вывод о несоблюдении кооперативом процедуры проведения общего собрания собственников помещений в МКД и оформления протокола общего собрания. Судьи, оценив протокол, согласились с этим. При его составлении были допущены нарушения, связанные с отсутствием в протоколе информации:
- об инициаторе проведения общего собрания собственников;
- о лицах, принявших участие в общем собрании;
- об общем количестве голосов собственников помещений в МКД;
- о количестве голосов собственников помещений в доме, принявших участие в голосовании на общем собрании;
- об общей площади жилых и нежилых помещений в доме.
Кроме того, было установлено отсутствие каких-либо приложений к протоколу.
Перечисленные нарушения не позволяют установить, сколько собственников помещений (какое количество голосов от общего числа голосов) принимало участие в общем собрании. Соответственно, правомочие собрания (наличие кворума) применительно к ч. 3 ст. 45 ЖК РФ представленным в дело протоколом не подтверждено.
Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний в органы ГЖН
Данный порядок зависит от выбранного способа управления домом, за исключением ситуации, когда на общем собрании принимается решение о заключении собственниками прямых договоров с РСО и региональным оператором по обращению с ТКО.
При непосредственном управлении домом собственниками помещений в нем подлинники решений и протоколов направляются в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, лицом, инициировавшим проведение общего собрания. Срок исполнения данной обязанности - 10 календарных дней со дня проведения общего собрания, а если собрание продолжалось несколько дней, то со дня его окончания.
Если управлением домом занимается УК (ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив), инициатор собрания направляет подлинники решений и протоколов в УК (правление товарищества или кооператива) в тот же 10-дневный срок. В свою очередь, УК (правление товарищества или кооператива) направляет подлинники документов в орган ГЖН в течение пяти рабочих дней с момента их получения.
В ситуации, когда на общем собрании собственников помещений в МКД принимается решение о заключении прямых договоров с РСО, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договора с региональным оператором по обращению с ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в орган ГЖН подлинники решения и протокола направляет инициатор собрания вне зависимости от способа управления домом. Срок - 10 календарных дней. Единовременно копии решений и протокола направляются указанным лицом УК (правлению товарищества или кооператива), а также РСО, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены прямые договоры.
Подлинники решений, протоколов должны направляться:
- способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН;
- путем размещения в открытом доступе в ГИС ЖКХ скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган ГЖН.
Если скан-образы решений, протоколов были размещены в ГИС ЖКХ до даты их направления в орган ГЖН, датой направления подлинников документов считается дата размещения их скан-образов в системе.
Другие статьи: