Один из самых распространенных мифов о Наталье Николаевне: была бесприданница. Приданое – это не тряпки, как думают живущие в XXI веке, – это материальная основа новой семьи. И финансовая база может быть любой: имение, драгоценности, капитал в банке, дом в столице и т.д.
Ташу, как называли в семье будущую мадам Пушкину, собирали под венец все: мать, дед, тетка-фрейлина. По принципу «с миру по нитке – голому рубаха». Приданое было и состояло из нескольких частей. А вот куда оно делось? О каждой «части» можно написать отдельную статью.
Начнем с голкондских алмазов.
Мать Натали, Наталья Ивановна, в девичестве Загряжская, была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны.
Существовала даже не традиция, а закон: фрейлина спрашивала разрешения на брак у своей начальницы (т.е. императрицы), венчалась в Зимнем дворце, на церемонии присутствовали члены Императорского Дома Романовых. Девушка получала 12000 рублей денежного приданого и ценный подарок от Ее Величества.
Подарком этот ценили: показывали, гордились, передавали детям и внукам.
Наталья Ивановна Загряжская получила от Елизаветы Алексеевны голкондские алмазы.
Что это за драгоценности?
Голконда – крепость в Индии, вокруг которой добывали алмазы. А в самой Голконде их продавали: был рынок. Голкондские алмазы – значит индийские. Знаменитые «Орлов» и «Шах», которые хранятся в Кремле – оттуда.
Как выглядел подарок, полученный от императрицы, – неизвестно. Фотографию не изобрели, портретов Натальи Ивановны мало и на имеющихся она не в драгоценностях. Но известно точно: подарком императрицы ее фрейлина очень дорожила.
Алмазы в трудное время безденежья можно было продать. Но она не стала этого делать, а когда нужны были деньги, то заложила их в Москве (Гончаровы жили там). И регулярно выплачивала по закладной деньги. Если не внести вовремя нужную сумму денег, то алмазы переходят в собственность держателя ломбарда.
Причем тут ее дочь и ненависть к Пушкину тещи?
Наталья Ивановна отдала дочери документы на заложенные алмазы. Как часть приданого. Нужно было внести определенную сумму денег, выкупить их и … носить на балы, передать как приданое своей дочери. Как принято у дворян.
Чтобы вы понимали, читатели канала «Мой XIX век»: алмазы стоили намного дороже, чем сумма, которую нужно было внести. Ломбард – это бизнес, а не благотворительность. И так было и во времена Пушкина.
Деньги у Пушкина были. Те самые 38 тысяч рублей, что он получил от заложенных в Опекунский совет 200 душ. Но поэт предпочел дать 10 тысяч рублей в долг своему другу Нащокину (сразу же, как только получил наличные), а не выкупать тещины (а теперь уже его, как считал поэт) алмазы. Потом переезд в Петербург, жизнь в Царском Селе. А потом наступил срок, когда нужно вносить деньги. А денег уже у поэта не было…
Помните залихватское письмо жене из Москвы 16 декабря 1831 года? «Голкондских алмазов дожидаться не намерен, и в новый год вывезу тебя в бусах».
Обычно это преподносят как достоинство Пушкина. Особенно учителя в школе. Моя yчuлкa цитировала эти строки как доказательство бескорыстности поэта.
Интересно другое: Пушкин специально из Петербурга в Москву поехал выкупать и повидаться с Нащокиным: «Не приехать ли мне самому в Москву? а мне что-то очень хочется с тобою поболтать, да я бы сам кой-какие дела обработал, например, бриллианты жены моей, которые стараюсь спасти от банкрутства тещи моей». Т.е. деньги на дорогу туда и обратно Пушкин потратил. Вопрос не стал решать – уехал обратно.
Для справки: Дмитрий Гончаров в 1834 году потратил на дорогу из Петербурга в Москву 357 рублей. 82 коп. (и примерно столько же обратно).
Пушкин – спаситель голконских алмазов!
С Нащокиным поэт поболтал, а вот вопрос с драгоценностями не решил и уехал обратно, поручил своему другу, который был всей Москве известен как чудак, легко сорящий деньгами. А тот ничего не сделал. Голкондские алмазы были утеряны для Натали и ее матери.
И это дало еще один повод, мягко говоря, недолюбливать зятя.
А вы бы на ее месте что делали? Еще бы что-нибудь ценное дали? Например, часть своего имения подарили?
Читаю в статьях на Дзене: «Пушкин покупал жене бриллианты». И сразу анекдот бородатый вспоминаю. Перефразирую его: