Найти тему
Компания CORE.XP

Продуктовый ритейл: эксперименты ради выручки

фото shutterstock
фото shutterstock

Руководитель отдела разработки концепций CBRE
Руководитель отдела разработки концепций CBRE

Food внезапно стал одной из самых экспериментальных сфер ритейла. Если раньше расстановка сил и стратегии развития операторов были стабильны и предсказуемы, то сегодня ландшафт этого рынка стремительно меняется. Давайте поговорим об основных трендах в сегменте продуктового ритейла.

Продукты питания относятся к так называемой группе «защищенных товаров». Они наименее подвержены экономическим колебаниям, благодаря очевидному факту: перестать есть невозможно. В структуре расходов россиян, по разным данным, порядка 30% (ист. Росстат) - 40% (ист. Сбербанк) приходится на продукты, что несопоставимо больше, чем, к примеру, траты на одежду - до 10% от дохода. При этом реальные располагаемые доходы населения с 2014 года показывают отрицательную динамику.

Food-ритейл относительно стабилен и развивается в любых экономических условиях. Тем не менее, внутри самого сегмента происходят кардинальные изменения, в частности, перераспределение сил между игроками. 

В последние пару лет эксперты всё чаще говорят о «закате эры гипермаркетов». Думаю, данная формулировка слишком радикальная, но крупноформатный ритейл теряет выручки и переходит от активной экспансии к стратегии оптимизации.

Обозначенная тенденция во многом обусловлена зрелостью рынка: крупнейшие сети в условиях жесткой конкурентной борьбы довольно быстро закрыли данную нишу в крупных и средних городах. Сдержанной стратегии придерживался и придерживается разве что «Глобус», в связи с очень крупным форматом магазинов, что ограничивает выбор локаций. В России активный рост сегмента гипермаркетов едва ли возможен. Существенную динамку открытий мы увидим в секторе супермаркетов и магазинов «у дома».

Доля гипермаркетов в общей выручке продуктового ритейла сокращается. В связи с чем очевиден тренд на оптимизацию торговых пространств действующих гипермаркетов. Операторы «отрезают» части площадей с целью исключения неэффективного ассортимента, общего сокращения затрат и, конечно, снижения арендной нагрузки. В качестве примера могу привести трансформацию гипермаркетов «Карусель» в супермаркеты «Перекресток» и переделку гипермаркетов «Магнит» в компактные супермаркеты «Семейный +».

При этом в регионах идет активный процесс по закрытию неэффективных гипермаркетов. Данный тренд настолько динамичен, что в СМИ не раз появлялись броские заголовки об уходе крупнейших брендов с российского рынка. Тем не менее, речь идет не об уходе, а о реорганизации бизнеса, закрытии неэффективных точек, открытых в период безудержного роста. Самый известный пример – это, конечно, сокращение сети «Ашан», в частности уход оператора из Красноярска, Новокузнецка и Барнаула.

В целом, в большинстве случаев у food-ритейла нет острой необходимости открывать новые гипермаркеты и вступать в острую конкуренцию с аналогичными гипермаркетами и прочими форматами. Более эффективная стратегия в данному случае – открытие нескольких небольших магазинов, которые в совокупности могут обеспечить не менее эффективный охват населения (в том числе и с помощью онлайна, доставки и т.д.) за счет расположения в более выигрышных локациях, поскольку технические требования к размещению небольших магазинов существенно ниже.

Очевиден некоторый пересмотр роли гипермаркета как безусловного и самодостаточного якоря в ТРЦ. Сегодня наличие гипермаркета в составе крупного объекта – в большинстве случаев является необходимостью, но далеко не гарантией успеха. Крупный оператор позволяет предоставить полный спектр предложения товаров и услуг «под одной крышей» для самой широкой аудитории.

При этом наличие только лишь сильного гипермаркета не делает автоматически успешным весь ТРЦ – важен также пул операторов в ключевых категориях – Fashion, F&B, досуг и развлечения, наличие уникальных для зоны охвата ТРЦ якорей в составе. В новых планируемых крупных объектах размер гипермаркетов сокращается до «сити» форматов (GBA – до 10 000 кв. м) – и это общая позиция как операторов, так и девелоперов. Например, строящийся ТРЦ «Планета» в Перми и ТРЦ на ул. Павлюхина в Казани.

"Очень интересным трендом является смещение конкуренции c активной экспансии к клиентоориентированности. Это выражается в многочисленных экспериментах с форматами и концепциями, в развитии омниканальности и food-теха. Онлайн торговля продуктами питания пока пребывает на начальной стадии развития, но имеет потенциал. Сейчас food стал самым экспериментальным сегментом, даже в секторе дискаунтеров, от которых раньше ничего кроме низкого ценника не требовалось. Тренд охватывает все форматы продуктовой розницы. Уверен, что в ближайшем будущем продукты останутся самым захватывающим и динамичным сектором розницы и мы увидим множество интересных решений."

Еще больше обзоров и аналитических материалов на нашем сайте CBRE.