Вы выходите из офиса после тяжелого рабочего дня. Единственное Ваше желание – побыстрее добраться домой. Подойдя к машине Вы обнаруживаете, что Ваш автомобиль заперт на стоянке чужим авто. Попытки найти его хозяина тщетны – номера своего мобильника под стеклом некультурный «водила» не оставил. Остается стучать по капоту, включая сигнализацию, со злостью пинать колеса, сидеть в машине и ждать неизвестно сколько…
Вы торопитесь на важную встречу – и вдруг застреваете в пробке. Водителям разбитых автомобилей там, далеко впереди, хуже, чем Вам, но Вас это не утешает…
Вы едете на дачу по левой полосе с максимально разрешенной скоростью (если честно – даже немножко быстрее). Вдруг Вас догоняют и сначала миганием фар, а затем сигналом требуют уступить дорогу. Вы бы и рады, но соседняя полоса занята. А этот … сзади не унимается…
Вы сидите в машине на заполненной «под завязку» стоянке. Уйти нужно надолго, просто так машину не бросишь. Ура! Освобождается место! Но машина, выехав до половины, останавливается. Красотка за рулем затевает долгий разговор по мобильнику. В ответ на Ваше замечание Вам демонстрируют идеальный маникюр на среднем пальчике изящной ручки…
Нарушенные планы, испорченные нервы, плохое настроение…проблемы, проблемы…, которые начались значительно раньше, в тот момент, когда Вы решили: «Хватит ходить пешком! Чем я хуже других?!»
Автошкола. Но сначала – запись на очередь, медкомиссия и только потом – несколько месяцев зубрежки, стрессов, злости на инструктора – «неужели нельзя объяснить спокойно?», злости на себя – «он уже раз сказал, два сказал, пять раз сказал, он уже орет – для него элементарно, а до меня не доходит. Значит, я тупая(ой)!» И ноги не несут на очередное занятие, но жалко потраченных денег, сил и времени.
Ура! Что-то начинает получаться! Инструктор все реже делает замечания и все чаще хвалит, пропадает постоянное нервное напряжение и вождение уже доставляет удовольствие. С нетерпением ждешь следующего урока. Компьютерные задачки щелкаются, как орешки. Ай, молодца!
А теперь - экзамен. Вместо инструктора, ставшего уже почти родным, справа от тебя – строгий экзаменатор. И ждешь от него подвоха, и забываешь пристегнуться, снять машину с ручника, и глохнешь на эстакаде, и… Ну, не повезло. Сдадим со второго (третьего, пятого) раза.
Все равно, заветная корочка оказывается в кармане (в сумочке, в ящике стола до лучших времен – бывает и такое). Сразу или спустя некоторое время начинаешь ездить – и скоро понимаешь, что в твоем обучении упущено что-то очень важное.
Это «что-то» – психологическая подготовка.
Еще в тридцатые годы прошлого века во время экзаменов на шоферских курсах проводилось психологическое тестирование. Испытуемый должен был из разноцветных кубиков в ограниченное время выбрать и сложить кубики одного цвета. По стуку требовалось нажать на одну педаль, при загорании красной лампочки – на другую. Для проверки глазомера нужно было на бумаге разделить линии на несколько равных частей, сравнить длину нанесенных линий. О способностях к переключению и распределению внимания судили по умению вычеркнуть из текста одну букву, например «а», и одновременно сосчитать, сколько в тексте букв «с» и «ш». Испытуемому как бы случайно предлагали сесть на стул, который вдруг начинал колебаться или проваливался в специальную нишу. Так проверялось самообладание. Будущие шоферы должны были пройти тесты и на проверку слуха, зрения, чувства скорости, сообразительности, точности движений, реакции и т.д.
Сейчас это не делается. Преподаватели-технари не понимают, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль – значит, приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости. Без серьезной психологической подготовки невозможно привить учащемуся автошколы понимание необходимости - в первую очередь – сделать все возможное для обеспечения безопасного вождения.
Двадцать лет назад я занимался тем же, чем занимается большинство частнопрактикующих психологов. Консультировал клиентов по семейным и личным проблемам, проводил тренинги личностного роста с молодежью и эффективности продаж с небольшими ячейками сетевых структур. И как раз в это время одна знакомая дама приняла решение сесть за руль. Прилежно училась в автошколе, но когда приблизился день экзамена в ГИБДД, почувствовала неуверенность в своих силах, которая со временем переросла в страх, почти в панику. Чтобы справиться с этим состоянием, она обратилась к психологу.
Задача оказалась несложной. Полтора часа работы с применением техник НЛП (нейро-лингвистического программирования) - и результат превзошел все ожидания: она сдала экзамен играючи. Так возникла идея применить достижения современных эффективных психотехнологий при подготовке учащихся автошкол. Несколько лет я собирал и обрабатывал материалы, обкатывал методику проведения занятий в автошколах и сейчас уже можно сказать, что программу психологической подготовки учащихся автошкол можно считать практически завершенной. Называется эта программа «Психология водительского мастерства»
Чем может помочь учащемуся автошколы специалист в области автотранспортной психологии, владеющий современными психотехнологиями?
Во-первых, это мотивация на максимально серьезное и ответственное обучение.
Во-вторых, это обучение приемам психогигиенической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, самой сложной дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД).
В-третьих, это создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, от вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.
Как работает программа на практике?
Хочу сразу предупредить, что всех нюансов и профессиональных секретов я не раскрою. Частично из-за того, что для их понимания нужна специальная подготовка (психологическое образование), частично из-за того, что их обнародование в широких массах сведет их эффективность к нулю. Такова уж специфика психологической работы. Однако на групповых занятиях я честно предупреждаю, что при помощи косвенного внушения «даю установку» на более уверенное и спокойное вождение автомобиля и что эта установка действует, верят они в это или нет. Свое утверждение я подкрепляю примерами из частной практики, когда этот прием оказывался эффективным.
Теперь о том, как проходят занятия в группе автошколы.
Начинаем с исследования мотивов и мотивации. И первый вопрос: для чего вы здесь собрались?
-Чтобы права получить!
-Зачем вам права? Ну…, чтобы ездить. На работу, на дачу, детей возить на тренировку… и т.д.
-А по-другому нельзя? Ну, можно, конечно, на троллейбусе, электричке, такси, велосипеде, но на своей машине удобнее… (Они еще не осознают, сколько проблем встанет перед ними, когда они приобретут автомобиль!)
Так мы анализируем мотивы – удовлетворение потребностей в мобильности, комфорте и самовыражении. А не осознаваемые проблемы в будущем – это побочные эффекты от нового умения, которые «расхолаживают», мешают максимально серьезно и ответственно относиться к учебе. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. Так мы проверяем себя на социальную зрелость – психологическую готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.
Дальше идет психофизиология труда водителя. Несколько тестов - на реакцию, на боковое зрение, на способности к быстрому распределению и переключению внимания. Попутно затрагиваем вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способности к быстрому распределению и переключению внимания выполняем два раза. Первый раз – по обычной методике, второй – с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по «мобильнику» на безопасность дорожного движения. Обсуждаем, что и как проявляется на дороге, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем, когда уже более-менее освоишься. Разбираем психофизиологические особенности женщины-водителя (что интересует практически всю группу, не только ее женскую половину). Рассматриваем психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируем причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечения безопасности за рулем. Получаем понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения. И о правилах эффективного общения с сотрудниками ГАИ, чтобы после встречи с ними не оставалось на душе неприятного «осадка». И о простейших приемах психологической саморегуляции, помогающих сохранять спокойствие и выдержку в самых сложных дорожных ситуациях.
А теперь о практическом применении психотехнологий, в частности НЛП.
«Вы что, зомбировать курсантов предлагаете?!» - возмутился один чиновник.
К сожалению, довольно распространенное явление – люди боятся того, о чем не имеют ни малейшего понятия. Пугает одно только слово «программирование» по отношению к живому человеку. Многие не понимают, что пользуются приемами воздействия на других людей постоянно подсознательно отбирая те из них, которые оказываются наиболее эффективными. Распространителей обучают приемам подстройки («раппорта»), которые помогают вызвать у клиента симпатию к себе на подсознательном уровне и воспользоваться этим для того, чтобы «впарить» ему ненужный товар. В общении НЛП выступает в качестве технологии для целенаправленной коммуникации. Подстройка водителя к остановившему его инспектору ГИБДД позволит избежать безосновательных придирок или штрафа за незначительное нарушение. Насколько это этично? Наверное, этично, если это послужит повышению уровня безопасности на дороге (а обозленный, раздраженный водитель гораздо опаснее спокойного).
Не получается запомнить сигналы регулировщика или правила проезда перекрестка? Используем визуализацию. Представим себя в автомобиле на перекрестке, постараемся мысленно смоделировать ситуацию в мельчайших подробностях – и решение задачи придет само собой!
После ДТП одна только мысль о самостоятельной поездке за рулем ввергает в ужас? Используем технику избавления от фобии (страха). Опытному НЛПеру достаточно одного сеанса индивидуальной работы, чтобы устранить последствия такой психотравмы.
Нередки случаи, когда боится ездить человек, получивший права, или когда после одной-двух неудачных попыток сдать экзамены в ГАИ страшно даже подумать о следующей попытке. Здесь тоже нужен индивидуальный подход. Находим в положительном опыте клиента ресурсы и переносим в проблемную ситуацию. Как это делается, знает любой НЛП-практик.
В некоторых ситуациях у водителя проявляются элементы агрессивности? Например, при мигающем зеленом сигнале светофора водитель «давит на газ», проскакивая перекресток уже на горящий красный. Можно при помощи техники «взмаха» выработать у него новое поведение, своего рода условный рефлекс. Теперь при мигающем зеленом он будет притормаживать и останавливаться перед перекрестком. В последних примерах НЛП используется в качестве инструмента моделирования субъективного опыта.
Всех возможностей применения психологических подходов при подготовке водителей невозможно даже представить. Можно только констатировать, что решаются любые проблемы, связанные с «человеческим фактором».
Магистр педагогических наук Виктор Мазуркевич
психолог