Совсем скоро после реставрации откроется Императорская ферма в Александровском парке. Комплекс зданий, больше похожий на небольшой рыцарский замок, чем на скотный двор, был возведен в 1817-1822 году архитектором Адамом Менеласом по заказу Александра I.
Возведение фермы вблизи императорской резиденции не было изобретением Александра Павловича. Коровники для обеспечения царской семьи молочными продуктами строили всегда. Существовал Скотный двор и в Царском Селе вблизи Екатерининского дворца.
Александр I решил поставить животноводство на принципиально иной уровень, создать своеобразный полигон для селекционной работы. До сих пор неясно, откуда взялось страстное увлечение императора "английским скотоводством", но относился он к своему увлечению чрезвычайно серьезно.
Кроме коровника на 84 стойла, в комплекс Императорской фермы входил Молочный флигель, где располагались ледник, маслобойня с сепаратором, молочный погреб и сыроварня, "Смотрительный дом", в котором жил смотритель фермы, сараи для экипажей, хранения сена и другие хозяйственные постройки.
Архитектурной "изюминкой" проекта стала круглая башня, в которой размещались помещения "для высочайшего присутствия": 4 комнаты для отдыха, кабинет, две гостиные, столовая и кухня. На ее верхней площадке на высоте 15 метров оборудовали смотровую площадку.
"Английское скотоводство" Александра I обходилось казне в круглые суммы. Так, в 1820 году он решил заняться овцеводством. Стадо из 110 породистых испанских мериносов везли в Петербург морем, а курировал их доставку непосредственно канцлер и министр внутренних дел К.В. Нессельроде. С невероятной гордостью носил император мундир из шерсти собственных овец, за стоимость которого можно было купить крыло самолета.
Когда его супруге Елизавете Алексеевне врачи прописали кумыс для поддержания здоровья, в Оренбурге были закуплены кобылы с жеребятами. К ним "прилагались" 3 башкира и башкирка, владеющие секретами изготовления этого целебного экзотического для Петербурга напитка. Кроме коров, лошадей и овец, на ферме содержались козы, лани, птицы (лебеди, голуби и пр.).
Императорская ферма была "режимным предприятием". Вход на ее территорию жестко контролировался, за здоровьем работников фермы тщательно следили. Им запрещалось иметь личный скот и в случае наступление эпидемий в окрестных деревнях посещать их строго запрещалось.
С 1913 года помещения фермы использовались под квартиры. Здесь жил с семьей архитектор С.Ю. Сидорчук, который занимался строительством Ратной палаты. Полковник Д.Н. Ломан принимал в своей шестикомнатной квартире на Императорской ферме весь цвет русского искусства. У него бывали художники И.Я. Билибин, М.В. Нестеров, Васнецовы, поэты Сергей Есенин и Николай Клюев.
После революции Императорскую ферму национализировали и передали Агрономическому институту. В голодные 1919-1920 годы здесь часто бывала А.А. Ахматова, которая приезжала в гости к своим друзьям Гуковским-Рыковым, занимавшим квартиру на территории фермы и имевшим небольшой огород.
Во время Великой Отечественной войны основные постройки фермы сильно не пострадали, но долгое время она производила унылое впечатление. Частичная реставрация была проведена в 1988 году. С 1992 года на ее территории расположился конный комплекс музея-заповедника "Царское Село".
Заканчивающаяся реставрация началась в 2014 году. Ожидается открытие детского досугового центра с конюшней, музеем, зоопарком, кафе и небольшим апарт-отелем.