Найти тему
Живопись

Художник Михаил Александрович Врубель: печальная магия «Царевны Лебедь»

Оглавление
Если уж заводить разговор о врубелевской «Царевне-Лебедь» (1900), то начать надо с того, что послевкусие глубокой печали воздействует на сердце гораздо сильнее, чем невероятная красота загадочной красавицы.
Только первые мгновения картина погружает в омут восхищенного молчания. Чем дольше смотришь, тем громче начинает пульсировать тревога, необъяснимая, но нарастающая.
"Гадалка", 1895
"Гадалка", 1895

Неслучайно Михаилу Врубелю пришлось всю жизнь биться практически в одиночку над тайнами мироздания. Даже самые близкие, искренне любившие художника люди, не могли разделить с ним его творческую одержимость; ведь образы, вырывавшиеся брызгами красок на его холсты, не подчинялись ни одному известному художественному стилю. Он был инопланетянином, прилетевшим, чтобы рассказать землянам об иных мирах и другой, тонкой ипостаси человеческой души.

"Автопортрет",1904-1905, карандаш,акварель, ГТГ, Москва
"Автопортрет",1904-1905, карандаш,акварель, ГТГ, Москва
"Демон сидящий"
"Демон сидящий"
"Принцесса Грёза", 1896, ГТГ
"Принцесса Грёза", 1896, ГТГ
"Утро", 1897, ГРМ
"Утро", 1897, ГРМ

Удивительное дело: когда жизнь по капле сочилась, и тело умирало на глазах, дух художника становился ещё сильнее, ещё точнее ложился каждый штрих простого карандашного наброска. Портрет В.Брюсова (1906 г), законченный за несколько дней до того, как Врубель ослеп, стал настоящим откровением даже для самого поэта. Живое объёмное, полное жизни лицо выступило с листа буквально после первых уверенных линий. Не зря про Врубеля говорили, что беря в руки уголь или карандаш, он возрождался к творчеству, как Феникс.

"Портрет Брюсова",1906, ГТГ
"Портрет Брюсова",1906, ГТГ
"Жемчужная раковина", 1904, ГТГ, Москва
"Жемчужная раковина", 1904, ГТГ, Москва

Дар живописца стал для него и проклятьем, потому что мир, который он изображал, не соответствовал той реальности, к которой привыкли современники. Это потом, к закату, в искусство ворвался импрессионизм, и вдруг оказалось, что Врубель своими полотнами просто предвосхитил будущее; что он наисовременнейший из всех существующих. Но в это время он уже рисовал только врачей, санитаров, соседей по палате, и даже «Роза в стакане» выглядела отчаянно усталой.

"Роза в стакане",1904, ГТГ, Москва
"Роза в стакане",1904, ГТГ, Москва
"Демон летящий",1899, ГРМ
"Демон летящий",1899, ГРМ
"Демон поверженный", 1902, ГТГ, Москва
"Демон поверженный", 1902, ГТГ, Москва

Так вот, о «Лебеди». Совсем неслучайно, что картина появилась всего за шесть лет до окончательного и трагического ухода художника из мира искусства. Всю силу своего невероятного таланта Врубель вложил в этот холст, пытаясь оставить потомкам самый правдивый рассказ о себе. Эта красота, возникающая внезапно из хаоса миллионов шершавых нервных мазков; эта демоническое совершенство, понимающее всю двойственность своей натуры; это недовоплощение из птицы в женщину (или наоборот?), всё это – мучительная попытка разобраться в себе и представить неистребимый даже болезнью талант на суд зрителей.

Царевна-Лебедь",1900, ГТГ, Москва"
Царевна-Лебедь",1900, ГТГ, Москва"

Она рядом, – стоит протянуть руку, и пальцы ощутят призрачную лёгкость перьев. Она невероятно далеко, там, за морем, в сказочной реальности, какая и не грезилась простым смертным. Нам остаётся только немо восхищаться магией искусства, понимая, что ещё мгновение, – и она уйдёт, растворившись в прозрачном воздухе вечерней зари.

"Шестикрылый Серафим",1904, ГРМ
"Шестикрылый Серафим",1904, ГРМ

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Художник Эжен де Блаас: полное собрание портретов красавиц

Художник Борис Васильевич Корнеев: портрет любимой женщины

Художник Якоб Йорданс: аллегории чересчур