Я очень не люблю и считаю абсолютно некорректной концепцию "справедливой цены". Никакой справедливой цены нет.
Про справедливую цену обычно вспоминают в 2 случаях. Первый случай - это когда цена значительно выросла. То есть, условно, 5 литровая бутылка воды за 90 рублей - это справедливо, а вот за 200 было бы уже несправедливо. Второй случай - это когда цена выше наших представлений об издержках на производство этого товара/ предоставления этой услуги. Например, чек в ресторане на 3 тысячи рублей - это несправедливо, потому что дорого.
На деле все не совсем так. Цена определяется спросом и предложением, а также конкурентной средой. Цена может значительно вырасти потому, что резко выросли издержки на производство или если товар стал значительно более востребованным. Только по новой цене возможно удовлетворение всего спроса, иначе очереди и дефицит. А еще при регулировании цены новые игроки не выйдут на этот рынок, что не позволит сократить цену или увеличить объем в долгосрочной перспективе. Если цена во много раз выше издержек, это опять-таки право бизнеса ставить эту цену, если клиенты покупают по ней. Если на этом рынке, действительно, огромная маржа, то придут другие игроки и собъют цену (пример - рынок Интернета в России в нулевые годы). Возможна же ситуация, что мы не понимаем всех издержек на этом рынке. Или что высокая маржа - следствие высоких рисков на этом рынке, как следствие все игроки закладывают более высокие цены, иначе им неинтересно присутствие на этом рынке. Цена - это способ распределить в обществе ограниченные ресурсы, так чтобы каждый получил то, на что он готов потратить, с учетом объективных ограничений. Более того, цена - это сигнал. Даже если она временно высокая, это нормально. Придут новые игроки и снизят цену в результате роста конкуренции.
Рынки могут работать вполне эффективно. Есть одно исключение - когда ряд игроков применяет неконкурентные практики. Тогда рынок не способствует максимизации value, и должны вмешаться антимонополные органы. Но всегда ключевой вопрос должен быть - насколько не конкурентна отрасль. А не то, насколько справедлива или несправедлива цена в нашем понимании.
В средневековье специи были очень дорогими. Причина - ограниченное предложение. Сейчас очень дешёвые. Причина - неограниченное предложение. Если произойдут ещё изменения на рынке специй, это опять-таки будет следствием изменения структурных факторов спроса и предложения. Нельзя сказать, что, например, цена на специи была несправедлива в средневековье. Просто их было мало, а сейчас много.
На рынке никто никому ничего не должен, а цена сама помогает нам всем принять лучшее решение. Например, нам может не нравиться рост цены на такси. Якобы таксисты наживаются на нас. Тогда вопрос: когда беспилотники оставят таксистов без работы, это уже будет "несправедливо" для водителей, мы будем будем готовы содержать их? Очевидно нет. Потому что там уже будет другой рынок. И так же, как водители могут получать повышенные доходы, пока рыночная сила на их стороне, они аналогичным образом не будут получать ничего, когда рыночная сила будет не на их стороне.
Подписывайтесь на нас в Telegram: https://tele.gg/bfpchannel
BFP: авторская аналитика от банкира и сертифицированного финансового аналитика (CFA)