Найти тему

Современная литература для «интеллектуалов» или как отличить бред от искусства

Вы часто слышите фразу: «Это искусство не для всех»
Вы часто слышите фразу: «Это искусство не для всех»

Прошлым летом я посетила выставку современного художника с подругой из мира искусства. Фамилию художника называть не буду, да и не за чем его пиарить. Много чести. Если коротко, то он уже ушёл из жизни,его дочь эту выставку организовала в одном из крупнейших российских музеев. Мне кажется, она рассудила так: если при жизни его не ценили, то хоть после смерти оценят может быть...

Но не оценили. Абсолютно все простые смертные при виде полотен с откровенной мазней в красно-черно-серых тонах очень быстро покидали выставку. Вход на неё кстати был бесплатный, экспозиция была хорошо организована и продумана, но это не предало ей какого-то особенного очарования в глазах посетителей. Кто-то смеялся, кто-то косил под знатоков- то отходил, то подходил к полотнам, фотографировал картину и отдельно название, а потом, очевидно так и не сумев соотнести название с мазней уходил с выражением глубокой озадаченности из зала. Мы вышли тоже достаточно быстро. Но заспорили. Подруга, на правах представителя искусства, оправдала увиденное словами «искусство и не должно быть понятным, это искусство и точка». Я задумалась. Где, черт возьми, грань?! И ответ нашёлся сразу. Почему живопись Кандинского, Малевича продаётся, а живопись этого непризнанного гения с выставки не будет продаваться никогда? Потому что никакой отдачи эмоциональной от мазни нет. И зритель, пусть даже и неподготовленный, способен это ощутить интуитивно.

Я сразу вспомнила примеры и из литературы. Вчера я писала про «Мартина Идена» Джека Лондона, там тоже был такой пример. Несмотря на талант, пока писатель не отточил своё мастерство и не стал писать доступно, он не стал известным. Он не стал богатым и знаменитым, когда писал ширпотреб по схеме в отдельные журналы, но он и не стал известным, когда писал понятные только ему мысли. Мартин Иден получил признание только когда нашёл золотую середину. И хотя смысл произведения в другом, все же стоит обратить внимание на эту деталь.

Мне сразу вспомнилась «Асфальт» Евгения Гришковца. Написана книга была понятным языком, но с претензией на читателей «избранных», с размытым сюжетом. В результате, почти все отзывы на эту книги и содержат критику. Мол, дорогой писатель, читали Ваш опус, так и не поняли что вы хотите сказать.

Гораздо хуже обстоят дела с современным «гением речевых оборотов» Дмитрием Рагозиным. Издательство Ирины Прохоровой, Новое Литературное Обозрение (НЛО), всегда славилось литературой для «избранных», для людей с высоким интеллектуальным потенциалом. Тиражи обычно небольшие, для книг культурологического характера это даже беда-не успел купить, тогда топай в библиотеку. Книги там и правда ценные и хорошие. Но вот то, что они издали «Невесту» Рагозина я считаю преступлением для всех фанатов издательства НЛО. Роман максимально непонятен как по смыслу, так и по стилю написания. Может конечно он и гений, но отзывы сплошь и рядом негативные - я тоже к ним присоединяюсь. На мой взгляд, книга до такой степени нечитабельна, что после ее прочтения хочется подать на автора в суд, за изнасилование мозга.

-2

Цитат я приводить здесь не буду, боюсь что отпишитесь. Но выглядит текст примерно так: «Я недостойнейший из недостойных, встретил богиню богинь в парикмахерской, о божественное страдание какое... сел на скамейку с надписью «окрашено», очнулся, проснулся, побежал на встречу к прекрасной Медее, спасая ее от взоров других, словно Телемак, безумство-безумство, остановился, завязал шнурки, убийца он,проснулся». Вам показался этот набор слов бессмысленным бредом? А ведь я просто решила наконец стать гениальной и подражать Дмитрию Рагозину.

Не спорю, истинно гениальные произведения загадочны. Не спорю я и с тем, что ценителей всегда меньше, чем потребителей ширпотреба.

И это нормально. Ненормально, когда произведения литературы или живописи больше походят на бред сумасшедшего и остаются непонятными для всех, даже для тех, кто способен его читать на профессиональном уровне. Ненормально, когда искусство понятно в основном только автору. Вот где грань.