Наша работа в первую очередь связана с литературой по оценке суверенного кредитного риска. В частности, с литературой по оценке суверенного кредитного риска с использованием спрэдов CDS.
Для устранения недостатков рейтингов, присвоенных "Большой тройкой", было разработано несколько моделей для оценки суверенного кредитного риска. Большая часть недавней литературы по оценке суверенного кредитного риска была посвящена суверенам Европы, учитывая долговой кризис евро, начавшийся в 2009 году, когда Греция стала первым европейским сувереном, столкнувшимся с финансовыми проблемами. За ними последовали другие страны, такие как Ирландия, Португалия, Испания и Италия. Эти страны в совокупности известны как страны PIIGS. Еврозона продолжает оставаться нестабильной, учитывая сложившиеся в последнее время политические и экономические условия.
Таким образом, оценка суверенного кредитного риска стран Еврозоны остается приоритетной задачей. Одним из подходов к оценке суверенного кредитного риска является разработка статистической модели с использованием исторических данных о дефолте для построения эмпирического распределения вероятности дефолта.
Учитывая ограниченное количество суверенных дефолтов в Европе на сегодняшний день и различия между определениями дефолта в каждом конкретном случае, потенциал статистической модели с использованием исторических данных о дефолте для оценки суверенного кредитного риска достаточно ограничен.
Существуют две основные альтернативы, которые можно использовать для оценки суверенного кредитного риска. Первая альтернатива – использование доходности суверенных облигаций. Если доходность повысится, можно будет предположить, что уровень суверенного кредитного риска увеличится. Вторая альтернатива заключается в использовании спреда CDS, который отражает подразумеваемое восприятие рынком суверенного кредитного риска.
Рынок CDS более ликвиден, чем рынок суверенных облигаций. Кроме того, спрэд CDS является прямой мерой подразумеваемого суверенного кредитного риска, в то время как спрэды по облигациям также подвержены риску процентных ставок и риску ликвидности. Следовательно, использование спрэдов CDS для оценки суверенного кредитного риска лучше отражает истинный кредитный риск государства. Спрэды CDS являются лучшими индикаторами кредитного риска и демонстрируют использование данных CDS по корпоративным облигациям для присвоения кредитных рейтингов корпорациям.
Для оценки суверенного кредитного риска существует классификация по двум типам моделей. Первая категория состоит из моделей, которые делят спрэд CDS на часть дефолта и премию за риск.
Часть дефолта – это доля спрэда, которая представляет собой подразумеваемую вероятность дефолта, в то время как часть премии за риск может рассматриваться как подразумеваемая рыночная стоимость.
Преимущество этой модели заключается в том, что она способна вывести чёткое значение суверенного кредитного риска дефолта, но не в том, какие факторы изменяют это значение.
Вторая категория состоит из моделей, которые делят CDS на часть системного риска, затрагивающую каждого заёмщика, и часть риска, специфичную для каждого конкретного государства.
Данный тип модели обеспечивает более глубокий анализ того, что является движущей силой суверенного кредитного риска и, в частности, в какой степени он зависит от статуса других государств. Поскольку в Европе ведутся активные дебаты о том, подвержен ли в основном суверенный кредитный риск влиянию других государств, а второй тип модели способен разделить подразумеваемый суверенный кредитный риск на системную и специфическую часть риска, второй тип модели предпочтительнее использовать в текущих экономических условиях.
Модель, которая была протестирована Ang and Longstaff, является достаточно точной, если оглянуться назад на период до кризиса евродолга. Модель AL–CDS имеет обратный дизайн, и её производительность для прогнозирования будущего не ясна.
Модель основана исключительно на спрэде CDS и не учитывает финансовые и/или макроэкономические данные для расчёта. Однако между ними существует заметная взаимосвязь. Кроме того, некоторые исследователи отмечают, что при исследовании долгового кризиса евро следует учитывать макроэкономические переменные.
Является ли данная модель точной для будущих прогнозов и, в частности, когда речь идёт о моделировании долгового кризиса евро?
На основе этой модели может быть разработана суверенная рейтинговая шкала кредитного риска, которая может заменить текущую рейтинговую процедуру, используемую "Большой тройкой".