Найти тему

5 мифов о правах потребителей

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Сегодня поговорим о пяти правах потребителей, которые многие понимают неправильно.

Заблуждения возникают из консультаций непрофессиональных юристов, неверного толкования закона «О защите прав потребителей» и в результате «сломанного телефона» — когда информация, переходя через нескольких людей, теряет свой изначальный смысл.

Я расскажу о пяти самый частых заблуждениях, касающихся прав потребителей в России.

Источник: http://abali.ru
Источник: http://abali.ru

Если для вас в этой статье не будет ничего нового — поздравляю, вы грамотный потребитель, вас не проведешь!

1. «Я могу вернуть товар, а продавец обязан вернуть деньги»

Пожалуй, одно из основных заблуждений, когда речь идет о правах потребителей в нашей стране. В головах людей четко сформировалась установка, что купленный товар можно вернуть в течение четырнадцати дней.

Верно, да не совсем. Есть нюанс.

Дело в том, что закон устанавливает обязанность продавца в первую очередь обменять возвращаемый товар на другой.

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
п. 1 ст. 25 закона «О защите прав потребителей»

То есть вы не можете прийти и сказать: «я не хочу этот товар, верните мне деньги». Продавец вправе выяснить, что именно в товаре вас не устраивает.

И только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, вы имеете право получить обратно деньги. У потребителя нет права просто так вернуть любой исправный товар в обмен на деньги, а есть право обменять на аналогичный. И только если аналогичного нет, тогда можно получить обратно деньги.

К слову, некоторые продавцы возвращают деньги за товар и просто так, например, известная сеть электроники дает возможность вернуть товар просто так в течение аж 30 дней.

2. «Если гарантия на товар кончилась, то остается ремонтировать за свой счет или выкинуть»

Довольно часто такая ситуация происходит с обувью, на которую гарантийный срок обычно составляет от двух недель до пары месяцев. Относил несколько месяцев, гарантия кончилась, а потом любимые кроссовки «сыграли в ящик»: лопнула подошва или разошлись по швам.

В этом случае можно тоже попытаться получить обратно деньги.

Согласно п. 5. ст. 19 закона «О защите прав потребителей»:

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования <...> если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Самым правильным здесь будет отнести обувь на экспертизу. Если эксперт обнаружит, что кроссовки порвались из-за заводского брака, нарушения технологии изготовления или иных причин, от вас не зависящих, можете смело обращаться к продавцу за возвратом, даже если гарантия на кроссовки уже кончилась.

Это относится не только к обуви, но и к любым другим товарам, гарантия на которые менее двух лет. Нюанс здесь только один — доказывать, что товар испортился не по вашей вине, должны именно вы.

3. «Вернуть товар по гарантии можно только с чеком» (либо миф для подвинутых: «принять товар должны и без чека»)

Первый миф («без чека не вернуть!») распространяют недобросовестные продавцы, второй («должны без чека принимать, в законе написано!») — граждане, поверхностно ознакомившиеся с законом.

Действительно, согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей», отсутствие у вас кассового чека не даёт продавцу права отказывать вам в возврате сломанного товара.

Однако вы обязаны предоставить другие доказательства того, что за товар была произведена оплата и что он был куплен в этом магазине.

Таким доказательством могут служить свидетельские показания. Но многие недобросовестные продавцы без чека вам откажут, а на довод о свидетельских показаниях лишь махнут рукой. В этом случае их с удовольствием учтет суд.

4. «Возвращать товар по гарантии надо со всем комплектом и упаковкой»

Многие годами хранят коробки из-под телевизоров и бытовой техники, в убеждении, что если товар сломается и надо будет менять, то коробку, инструкции и всякие бумаги надо будет возвращать. Это не так.

Упаковку, всевозможные инструкции и расходные материалы можно выкидывать смело после двух недель, если обменивать и возвращать исправный товар вы не собираетесь.

В статье 18 закона «О защите прав потребителей» сказано, что в случае, когда покупатель возвращает сломанный товар и хочет получить назад деньги, продавец может потребовать вернуть товар, но только сам товар. Про упаковку ничего не сказано, поэтому если вам будут отказывать в возврате неисправного товара на этом основании — знайте, что продавец неправ.

5. «Я могу отказаться от товара из интернет-магазина в течение 7 дней и ничего не платить»

Первая часть утверждения верна — от товара, который приобретен дистанционным способом (через Интернет, каталоги и пр.) можно отказаться от 7 дней или до момента его получения. А если в момент покупки продавец вам о 7 днях ничего не сообщил, то вернуть можно в течение 3 месяцев.

Однако про «вернуть и ничего не платить» — неправда. Во-первых, обратимся к «Правилам продажи товаров дистанционным способом». Там, в пункте 21, сказано:

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара...

Но это в случае, если деньги были заплачены покупателем вперед, то есть товар был куплен по предоплате.

И если вы думаете, что при покупке товара наложенным платежом (т. е. когда платишь при получении), вы в случае отказа от товара ничего не должны, то вы тоже ошибаетесь.

Тут уже нам надо смотреть в Гражданский кодекс, на пункт 4 статьи 497.

...до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения <...> договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.

Поскольку продавец уже оплатил доставку товара до вас, то по закону вы должны ему эти средства возместить.

На практике же покупатели часто про это не знают, а продавцы просто не хотят связываться и судиться ради нескольких сотен рублей. Но если доставка была дорогостоящая, то могут и потребовать. И будут правы.

Часто ли вы сталкиваетесь с нарушениями ваших прав потребителей?

Подписка на канал юриста хорошая примета! Отводит штрафы и долги, сулит закон и благополучие в доме 😃