Греческие коллекционеры современного искусства Элиз и Базиль Гоуландрис купили свою первую картину в 1956 году. В начале октября эта и многие другие работы из их невероятной коллекции были выставлены на всеобщее обозрение в музее, о котором они мечтали, музее Гуландриса в пригороде Афин.
"Каждый хочет понять искусство. Почему бы нам не попытаться понять песню птицы? Почему мы любим ночь, цветы, все вокруг нас, не пытаясь понять их? Но в случае с картиной люди думают, что должны понимать", - сказал однажды Пабло Пикассо.
Сначала чувства
Детьми мы впервые воспринимаем мир через наши чувства. Сначала изображения, а затем слова. Мы изучаем мир через искусство, потому даже сейчас, когда можем использовать слова, продолжаем мыслить в образах. Когда вы впервые посетите новый музей Фонда Вазиля и Элизы Гоуландрис на улице Eratosthenous St, не пытайтесь ничего объяснить. Сдавайтесь всему, что вы чувствуете, наблюдая за музеем внутри и снаружи, на окраине центрального района Панграти в центре Афин, рядом с Панафинским стадионом.
Современные работы неожиданно появляются перед вами в каждом из одиннадцати этажей нового музея, удерживая вас на ногах с первого шага на этом приключении, которое президент фонда Флоретта Карадонти назвала "открывающим для каждого искусство".
В подвале до сих пор есть только фортепиано, окутанное темно-зеленой бархатной обложкой, но это не какая-то инсталляция современного искусства. Это просто часть пространства, где будут проходить будущие передвижные выставки, первая из которых запланирована на осень 2020 года.
Первое, что можно здесь увидеть, - это культовый портрет Элизы Гоуландрис работы Марка Шагала, созданный в 1969 году. И Элиза не одна в картине. Здесь есть и слабый набросок ее мужа, Базиля Гоуландриса, витает над ней, изображенный художником, который отразил в картине всю суть сдержанных отношений, что и пара, которая была вместе в жизни и в искусстве.
Затем мы видим цвета за окном, прямоугольник оранжевого цвета из магазина через дорогу, темно-зеленый цвет окружающих маркиз, охру церкви Агиос Спиридонас рядом с музеем, и все это напоминает вам о цвете, используемом Сезаном. Цвет как структура.
Как и предчувствие в эпосах Гомера, все это готовит вас к тому, что будет видно на следующем этаже.
Коллекция, полная эмоций
Но ничто не может подготовить вас к тому моменту, когда вы увидите "Покров Святой Вероники" Эль Греко, первое произведение искусства, купленное Элизой Гуландрис в 1956 году, из первых рук.
"Это личная коллекция. Работы, которые они выбрали, они жили ими, они наслаждались ими в своей повседневной жизни, они обсуждали их с друзьями и они постоянно изучали диалог между работами каждый раз, когда они их переставляли", - комментирует Мария Кутсомолли, глава коллекции Фонда Базиля и Элиза Гоуландрис.
Это коллекция, наполненная эмоциями, с тонкими связями, которые ведут Эль Греко от аскетичной фигуры Христа к аскетической жизни Ван Гога и его картине "Натюрморт с кофейником", изображающей единственное имущество художника, когда он переехал в Арль один, даже без кровати для сна.
Здесь есть Сезанн. От Сезанна - через холл к работе Моне "Утренний Руанский собор (Розовый Доминантный)" с пастельными оттенками, отражающими оттенки смежной работы Ван Гога "Сбор оливок".
Молодежная легкость "Маленького четырнадцатилетнего танцора" Дега перекликается с оптимистическим сюрреализмом работы Хоан Миро "Кузнечик" и Пикассо "Молодой человек с букетами", написанной в 1905 году. Милый молодой человек, работающий в цирке, смотрит в глаза, как будто ищет одобрения. "Обнаженная женщина с поднятой рукой", - вторая работа Пикассо в коллекции, датируемая 1907 годом, не может не волновать.
Живопись превратилась в геометрию. И маска, которую он носит в виде лица, говорит: "Я такой, и мне плевать, считаешь ты меня красивой или нет". Выразительные скульптуры Огюста Родена и Камиллы Клодель, еще одной пары, объединившей силы в жизни и искусстве, еще глубже запечатлеваются в памяти. -"Le Solitaire" от Жоржа Брака, и в конце картины они становятся частью вашей жизни. 1942 год, и женщина на картине пьет вино и смотрит открытки, чтобы узнать, вернется ли ее возлюбленный после Второй мировой войны.
На следующем этаже закончилась Вторая мировая война. И начинается желание начать все заново, о чем свидетельствует поп-арт Лихтенштейна "Восход солнца". Автор мстит за мертвых через яркие цвета, лиризм, сосуществующий с абстракцией. Поллок энергично рисует на бейсбольных досках, Кли и Хундертвассер пытаются понять "человеческую голову", а экзистенциализм в скульптурах Джакометти выражает "чувствительное человечество, которое стоит и продолжает существовать, несмотря на то, что оно может упасть в любой момент", говорит г-жа Коутсомалли. Люди импровизируют, например, Матисс для серии, которую он создал с помощью коллажной техники, когда был тяжело болен.
Этот этаж также заполнен эскизами на бумаге таких художников, как Модильяни и де Кирико, эскизами, которые в итоге выдержали испытание временем. Ансельм Кифер и Фрэнсис Бекон напоминают нам, насколько уязвим человек и насколько болезненна может быть его жизнь, но любовь приходит, чтобы спасти еще и еще раз.