Найти в Дзене
Полевые цветы

Сладку ягоду рвали вместе… (Часть 5)

… Волгин вдруг забеспокоился. Какая-то неясная тревога нарастала, полковник напряжённо пытался понять суть этой тревоги. Звёздочка… Маленькая лейтенантская звёздочка. Где она?.. Полковник не раз замечал эту звёздочку на обратной стороне выгоревшей добела лейтенантской формы Курганова. Снисходительно улыбался, понимал, что это, должно быть, какой-то оберег, талисман – что-то в этом роде. Видно было, что Курганов очень дорожил этой звёздочкой. Сам полковник был ничуть не суеверным. Но тогда, когда он тащил окровавленного Курганова, звёздочка упала, Волгин остановился, чтобы поднять её. Она закатилась куда-то между пыльными камнями, стоять было нельзя, а Волгин, громко матерясь от отчаяния, яростно расшвыривая камни, искал звёздочку. Только бы она не потерялась, не исчезла бесследно в этой горячей коричневой пыли… Полковнику казалось, что от этой звёздочки зависит судьба Курганова… Звёздочка тускло блеснула, Волгин схватил её. И понял: если бы её не было там, с левой стороны формы, душма
Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Волгин вдруг забеспокоился. Какая-то неясная тревога нарастала, полковник напряжённо пытался понять суть этой тревоги. Звёздочка… Маленькая лейтенантская звёздочка. Где она?..

Полковник не раз замечал эту звёздочку на обратной стороне выгоревшей добела лейтенантской формы Курганова. Снисходительно улыбался, понимал, что это, должно быть, какой-то оберег, талисман – что-то в этом роде. Видно было, что Курганов очень дорожил этой звёздочкой. Сам полковник был ничуть не суеверным. Но тогда, когда он тащил окровавленного Курганова, звёздочка упала, Волгин остановился, чтобы поднять её. Она закатилась куда-то между пыльными камнями, стоять было нельзя, а Волгин, громко матерясь от отчаяния, яростно расшвыривая камни, искал звёздочку. Только бы она не потерялась, не исчезла бесследно в этой горячей коричневой пыли… Полковнику казалось, что от этой звёздочки зависит судьба Курганова… Звёздочка тускло блеснула, Волгин схватил её. И понял: если бы её не было там, с левой стороны формы, душманская пуля оборвала бы жизнь этого пацана-лейтенанта… Понял по вмятине, которая расплющила звёздочку…

Попросил санитарку Ильиничну, чтобы принесла всё, что осталось в его кармане. Ильинична, ворча, принесла, протянула искорёженную лейтенантскую звёздочку.

- Вот, держи, милый… а боле-то ничего и нет в твоих карманах.

Волгин счастливо прикрыл глаза…

…А ягоды-то … Ой, какими горькими бывают… Одноклассницы, подруги, одна за другой выходили замуж. Свадьба за свадьбой! Невесомая фата, белое платье – одна невеста краше другой! Раньше, когда Арина смотрела на невест в свадебных платьях – а все девчонки это очень любят! – всегда представляла, какое платье будет у неё… и сейчас ещё ловила себя на мысли, что… вот когда она… когда у неё… А потом понимала, что никогда не будет на месте этих счастливых невест. Не будет у неё ни фаты, ни белого платья… Провожала взглядом невест, а в глазах поселилась, застыла навсегда, неизбывная грусть…

А мама утешала:

- Не горюй, Аринушка… Рано родила – зато молодой будешь, когда детки вырастут. А счастье… никто не знает, где и когда встретишь его. И этих вырастишь, и ещё родишь!

Мама, мамочка!.. Арину утешала, а сама… не раз коротала ночь в слезах горьких: не уберегла от ошибки единственную доченьку, не досмотрела… Как же тяжело ей, больно от предательства того, кого полюбила всем сердцем!..

И скоро не стало мамочки. Врачи сказали – острая сердечная недостаточность. Арина себя винила…

А годы шли своим чередом. Арина училась уже на последнем курсе. Иван Андреевич, любимый учитель, стал директором школы. Он предложил Арине с первого сентября начать работу в школе - учителей не хватало, некому было принимать первоклассников. Арина с отцом обрадовались – дети подросли, двойняшки ходят в садик, а с Анюткой после маминой смерти тётя Оля помогает, спасибо. Так что справимся!

Анютка по-прежнему не ходила. Не разговаривала. Но Арина чувствовала, что дочка понимает её. Казалось, Анютка понимает не просто слова. Девочка чувствовала мамино настроение, видела, угадывала её грусть, старалась встретить мамин взгляд, чтобы утешить. Арина прижимала дочку к груди, покачивала – как её саму когда-то папа…

Однажды ехали с Анюткой за Сашенькой и Ванюшкой в садик. За спиной Арина услышала:

- Ой, ну, не могу!.. Учительница, тоже мне… Ну, чему она научит моего Игорька? Распутничать? Неет, мой сын не пойдёт к ней в первый класс. Он лучше в Ольховскую школу пойдёт, у нас там бабушка. Ну, не к Аринке же отдавать!..

Арина оглянулась. Немного смутившись, но всё же вызывающе смотрела на неё школьная подруга, Таня, теперь по мужу она была Петрухина. Таня была замужем за хорошим парнем, шофёром из соседнего села. Арина радовалась, что у Тани всё хорошо: большой дом, заботливый муж, здоровый сынишка… Вместе с Таней на Арину смотрели другие молодые женщины. Все – знакомые, в школу вместе бегали… Арина почувствовала, что, если понадобится, они поддержат не её. А Таню…

- Вот такие горькие ягоды… товарищ лейтенант, - усмехнулась Арина.

Хуже было то, что и папа слышал такие разговоры. Что нельзя Арине учить детей. Она поняла это по папиному взгляду. И Ивана Андреевича жалко было: он так надеялся, что Арина будет работать в первом классе!.. Но как теперь быть?

Беда, как известно, сроду одна не ходит. И папино сердце не выдержало немеряных обид за дочку… Осталась Арина одна с детьми. Пришёл Иван Андреевич. Подержал на руках Анютку, поговорил с Ванюшкой и Сашенькой. Сказал негромко:

- Мы ждём Вас в школе, Арина Петровна.

Сквозь слёзы Арина благодарно посмотрела на учителя.

Теперь у неё было двадцать пять первоклассников. Она их всех любила и жалела. А учить готова была с утра и до самой ночи! Хотелось, чтобы они все научились читать и писать, решать задачи… Вот только на родительских собраниях мамочки смотрели на неё недоверчиво… А Таня Петрухина рассказывала, какая в Ольховке хорошая учительница, как её все уважают. И одна за другой две мамочки решили забрать у Арины Петровны своих детей. Перевели девчушек в другую школу.

Арина плакала, прижавшись к плечу Ивана Андреевича. Он не утешал, лишь осторожно поглаживал бывшую ученицу по вздрагивающим плечам. А дома тётя Оля сообщила, что Саша с Ванюшкой заболели. Горестно покачала головой:

- Даа, девка… Досталось тебе… горьких ягод… Сполна.

- Досталось, тёть Оль, - соглашалась Арина. – Да что поделаешь…

Анютка внимательно смотрела на маму. В ясных голубых глазах светилась тревога. Арина ласково говорила с девочкой, и она грустно улыбалась.

Наступила зима. И первоклашки, и Сашенька с Ваней и Анютой радовались снегу. Как-то раз возвращались Арина Петровна с Иваном Андреевичем после педсовета. Уже стемнело. Во дворе Петрухиных было много людей. Таня громко плакала. Иван Андреевич с Ариной поспешили зайти во двор. Оказалось, мальчишка, Игорёк, пропал. Не вернулся из школы, из соседней Ольховки. Арина незаметно выскользнула со двора. Она не раз видела, как ольховские мальчишки после уроков шли к лесному озеру. Сейчас оно было покрыто гладким льдом, и покататься на нём было любимым удовольствием местной детворы. Вот только маленькому Игорьку те края не очень знакомы, не заблудился бы мальчишка… Арина, задыхаясь, бежала к лесу. Вот и берёза, где целовал её лейтенант… Арина приостановилась – давнюю, застарелую, непроходящую боль в груди неожиданно накрыла тёплая волна счастья… Да, здесь всё было, всё случилось… Неужели и вправду было такое счастье?..

Прислушалась: кто-то плачет? Так и есть, мальчишка сидит в сугробе. Один. Видно, все разбежались - темнота сейчас наступает быстро. Арина подбежала к Игорьку. Дело оказалось хуже, чем она думала. Похоже, мальчик сильно повредил ногу. Упал?.. Арина быстро ощупала ногу. На перелом похоже. Решительно взяла крепенького Игорька на руки, медленно пошла, пробираясь сквозь глубокие сугробы. Впереди мелькнули два огонька. Игорёк от страха уткнулся в плечо Арины Петровны. Волки?..

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6

Часть 7 Часть 8 Часть 9 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»