Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Могло быть хуже. Итоги 2020 года для Эйрбаса

Оглавление

На фоне очередного провала своего главного конкурента - американского Боинга, 2020 год условно можно считать успешным для европейского авиапроизводителя. Эйрбас (Airbus) второй год подряд уверенно завоёвывает звание крупнейшего поставщика гражданских самолётов в мире. Однако, руководство Эйрбаса считает этот год одним из самых тяжёлых в своей 50-летней истории. Рассмотрим статистику поставок самолётов Эйрбас в 2020 году.

Семейство А-380

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 4 самолёта (-50%)

Эмирейтс эксплуатирует почти половину всего парка А-380. Она же получит оставшиеся 5 самолётов.
Эмирейтс эксплуатирует почти половину всего парка А-380. Она же получит оставшиеся 5 самолётов.

Поставки А-380 упали в 2 раза, в 2019 году было поставлено 8 самолётов. Один самолёт ушёл в октябре в японскую авиакомпания ANA, остальные 3 самолёта поставлены в декабре в авиакомпанию Эмирейтс. Производство самолёта-гиганта прекращено, цех А-380 в Тулузе (Франция) перепрофилирован под производство модели А-321нео. На сегодня остались непоставленными 5 последних самолётов, которые и закроют историю самолёта А-380 в 2021 году.

Семейство А-350

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 59 самолётов (-47%)

Аэрофлот получил в 2020 году свой первый А-350
Аэрофлот получил в 2020 году свой первый А-350

Поставки А-350 также упали практически вдвое, в 2019 году было 112 самолётов. Темпы выпуска из-за кризиса были сокращены в 2 раза - с 10 до 5 самолётов в месяц. Количество невыполненных заказов снизилось за год с 579 до 509.

До кризиса Аэрофлот планировал в 2020 году получить 8 самолётов А-350. В итоге получили только один. Остальные поставки отложены как минимум на 1-2 года. Планы на текущий год не озвучены, но дальнемагистральные самолёты сейчас никому особо не нужны.

Семейство А-330

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 19 самолётов (-64%)

Спрос на семейство А-330 не растёт
Спрос на семейство А-330 не растёт

Поставки А-330 снизились сильнее остальных самолётов линейки европейского авиапроизводителя, в 2019 году было 53 самолёта. Темпы производства семейства были сокращены с 4 до 2 самолётов в месяц. На первое поколение А-330 осталось всего 24 заказа, которые вероятно будут поставлены в 2021-2022 году. После этого Эйрбас сможет полностью сконцентрироваться на производстве второго поколения А-330neo. Количество невыполненных заказов на А-330neo составляет 274 самолёта.

Российские авиакомпании А-330 не заказывают. Более того, Аэрофлот выводит их из парка, планируя в течение 3-5 лет заменить на А-350.

Семейство А-320

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 446 самолётов (-31%)

Сибирь (S7) эксплуатирует уже 28 самолётов семейства А320нео
Сибирь (S7) эксплуатирует уже 28 самолётов семейства А320нео

Поставки А-320 сократились на треть, в 2019 году были поставлены 642 самолёта. Семейство А-320 на фоне проблем Боинга с 737 MAX в 2020 году фактически стало монополистом на мировом рынке среднемагистральных самолётов. Тем не менее, производство А-320 также было сокращено на 33%, с 60 до 40 самолётов в месяц. Увеличению производства А-321neo, пользующееся наибольшим спросом, будет способствовать высвобождение производственных площадей и работников, занятых ранее в проекте А-380. На первое поколение А-320 осталось всего 55 заказов, которые вероятно будут выполнены в 2021 году. По факту Эйрбас сейчас полностью концентрируется на производстве второго поколения А-320neo. Портфель заказов на А-320neo составляет 5834 самолёта, обеспечивая загрузку производства почти на 12 лет вперёд.

Крупнейший заказ на 100 самолётов (47 А-319нео, 33 А-320neo и 20 А-321neo) разместил в ушедшем году американский ультра-лоукостер Spirit Airlines. Общее количество заказов на семейство А-320нео в 2020 году составило 263 самолёта.

7 самолётов А-320neo пополнили в 2020 году авиапарк S7, Уральские авиалинии получили один А-321нео.

Семейство А-220

Поставлено авиакомпаниям в 2020 году: 38 самолётов (-21%)

На укороченную версию А-220-100 приходится менее 15% заказов
На укороченную версию А-220-100 приходится менее 15% заказов

Поставки А-220 сократились меньше других, в 2019 году было поставлено 48 самолётов. Начались первые поставки с завода в США американским авиакомпаниям. Количество невыполненных заказов составляет 487 самолётов. На укороченную версию А-220-100, которая является прямым конкурентом российского Суперджета, новых заказов не поступило.

Итоги

По итогам первого кризисного для себя года Эйрбас откатился на 8 лет назад до уровня 2012 года. Всего в 2020 году Эйрбас поставил 566 самолётов. По сравнению с рекордным 2019 годом поставки сократились на 34%, или 297 самолётов.

В 2020 году авиакомпании заказали 268 самолётов, на 500 меньше, чем в 2019 году. В результате общий портфель заказов на начало 2021 года составляет 7184 самолёта.

Из проявившихся тенденций можно отметить отказ авиакомпаний от 4-двигательных самолётов, а также более резкое падение спроса на дальнемагистральные самолёты.

Наш прогноз на 2021 год

В оптимистичном варианте, для реализации которого Европе нужно не признавать повторную сертификацию Боинга-737 МАХ, поставки Эйрбаса могут вырасти до 600 самолётов. Вероятность этого варианта на сегодня не более 20%.

Реалистичный вариант - 400-500 самолётов (вероятность реализации 50%).

В случае развития негативного сценария поставки сократятся до 300 самолётов. Пока вероятность этого варианта около 30%.

В наших ежемесячных обзорах крупнейших авиапроизводителей мы будем уточнять прогнозы по мере развития ситуации.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Достижения Суперджета в России. Очевидные и невероятные

Как продвигается сертификация самолёта МС-21? Состояние проекта на осень 2020 года

У России наконец появляется полноценная линейка гражданских самолётов

Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение

В России запускаются сразу 3 крупных проекта с отечественными самолётами

Парк Суперджетов в России ожидает взрывной рост

Суперджет и его реальные конкуренты

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты