NASDAQ — вторая по размеру биржевая площадка мира. На ней торгуются акции ведущих технологических гигантов.
Чтобы проследить историю NASDAQ, нужно вернуться в 30-е годы прошлого века. Именно тогда в США формировалось законодательство, регулирующее работу фондовых рынков, в его современном виде. В 1933 году в Соединенных Штатах приняли закон о ценных бумагах, годом позже — закон о фондовых рынках.
Согласно этим законам, торговаться на фондовой бирже могут акции не всех компаний. Но это не означает, что ими не торгуют вообще. Существуют внебиржевые сделки, когда стороны осуществляют покупку и продажу напрямую, минуя биржи. Для регулирования этого рынка к закону о фондовых биржах в 1936 и 1938 годах конгресс США принял поправки, известные как «акт Мэлони».
Этот акт обязал всех брокеров, которые не являются членами биржи, объединиться в саморегулируемую организацию. На эту организацию и возложили контроль за рынком.
Она получила название Национальной ассоциации фондовых дилеров (National Association of Securities Dealers или NASD). С нее и началась история площадки для торговли акциями, известной сегодня как NASDAQ.
Несмотря на учреждение NASD, внебиржевой рынок ценных бумаг оставался крайне несистематизированным и попросту слишком рискованным. Объемы торгов выросли, но эмитенты отчитывались о своих финансовых показателях нерегулярно или не делали этого вовсе, а у бумаг было низкая ликвидность.
Такой ситуация оставалась больше 30 лет, пока в 1968 году Конгресс и американская Комиссия по ценным бумагам и биржам не поручили NASD навести порядок.
В NASD для выполнения задачи решили воспользоваться компьютерными технологиями, которые в то время начали развиваться. Была создана автоматизированная система NASD Automated Quotations (NASDAQ). Но это еще не была биржа в ее нынешнем виде — система представляла собой информационную базу с лучшими котировками акций, но торговать ими не позволяла.
Только в 80-х годах прошлого века на NASDAQ начали появляться системы, позволяющие трейдерам полноценно торговать на этой бирже. Например, на NASDAQ появилась технология автоматической постановки и исполнения заказов. Она избавила трейдеров от осуществления этих процессов по телефону, что было крайне удобно в моменты, когда положение на рынке менялось быстро.
Постепенно NASDAQ разделилась на два рынка. Первый называется NASDAQ National Market, там торгуются наиболее ликвидные акции крупнейших компаний, которые проходят жесткий отбор перед листингом. Второй, Small Cap Market, представляет собой рынок для небольших компаний малой капитализации.
В наши дни NASDAQ выросла до размеров второй биржи в мире. По состоянию на начало сентября 2019 года ее капитализация, которая рассчитывается через стоимость и количество всех торгующихся акций, составляла $11,6 трлн. По этому показателю NASDAQ уступает только нью-йоркской NYSE.
NASDAQ стал излюбленным местом размещения технологических компаний. На площадке представлены ценные бумаги таких гигантов, как Apple, Google, Microsoft, Oracle, Intel и Amazon.
Амбициозной целью NASDAQ долгое время был выход на европейский рынок. Дважды биржа предпринимала попытки поглотить Лондонскую фондовую биржу LSE. Оба предложения, которые были сделаны в 2006 и 2007 годах, руководство LSE отклонило, сочтя предложенную цену неоправданно низкой.
Тем не менее выход NASDAQ на европейский рынок все же состоялся. Не сумев договориться с LSE, биржа заключила сделку на $3,7 млрд с концерном OMX AB, в состав которого входят несколько бирж: Вильнюсская, Исландская, Копенгагенская, Рижская, Стокгольмская, Таллинская, Армянская и Фондовая биржа Хельсинки. Так появилось подразделение NASDAQ Nordic.
Баффет инвестировал $10 млрд в энергетическую компанию Dominion Energy
Одна из крупнейших энергетических компаний США, Dominion Energy, в последние годы превращается в гиганта возобновляемой энергетики, инвестируя в различные проекты, от энергии, получаемой из навоза, до ветряков. Полученные от Berkshire Уоррена Баффета $10 млрд только ускорят этот процесс.
В течение следующих 10 лет Dominion собирается инвестировать $650 млн в добычу газа в сельском хозяйстве. Smithfield внесет еще $250 млн. Ожидаемый результат: 227 млн кубометров газа в год из отходов домашнего скота. Это позволит предотвратить выбросы, эквивалентные 3,5 млн тонн углекислого газа в год. Это все равно, что навсегда убрать с дорог 750 000 автомобилей или ежегодно сажать 60 млн новых деревьев.
Помогут этим инвестициям те $10 млрд ($4 млрд в деньгах и $6 млрд в долговых обязательствах), которые, как заявила на прошлой неделе Berkshire Hathaway, будут выплачены за 12 000 км магистральных газопроводов Dominion. Хью Винн из SSR говорит, что Dominion пришлось продать свои трубопроводы для финансирования инвестиций в возобновляемые источники энергии. И это дало Уоррену Баффету возможность удвоить трубопроводные мощности Berkshire по выгодной цене.
Для Баффета эта сделка — подтверждение ставки на то, что природный газ нанесет углю сокрушительный удар и станет основой производства электроэнергии США на ближайшие десятилетия. Berkshire не чужд рынок возобновляемой энергии — компания уже владеет огромными ветряными электростанциями, которые вырабатывают в сумме 6600 мегаватт. Сделка поможет Dominion стать еще более экологичной компанией. До 2035 года Dominion планирует инвестировать около $55 млрд в энергоносители с низким содержанием углерода. Этому поспособствует и принятый в Виргинии «Закон о чистой экономике», согласно которому штат должен полностью перейти на безуглеродное электричество к 2045 году.
Как непохоже это на былую Dominion Energy. Компания была основана в 1909 году, тогда она называлась Virginia Railway & Power Co. Ее создателем был Фрэнк Джей Гулд, сын «барона-разбойника« Джея Гулда, одного из самых известных американских бизнесменов XIX века. История компании прочно связана с Аппалачским угольным бассейном. Еще в 1995 году, когда нынешний глава Dominion Том Фаррелл стал главным юрисконсультом компании, более половины производимой энергии приходилось на сжигание угля.
За последние 15 лет Dominion сократила выбросы углекислого газа на 52%, сначала заменив электростанции, работающие на угле, дешевым и легко добываемым природным газом, а совсем недавно — инвестировав в солнечные генераторы и другие возобновляемые источники энергии. За десятилетие углеродоемкость производства электроэнергии в Dominion снизилась более чем вдвое.
Этому немало способствует изменение экономики возобновляемой энергии. «Солнечная энергия была недоступна; пять лет назад у нас не было ни одной панели», — говорит Фаррелл. Теперь Dominion занимает четвертое место среди крупнейших в США операторов солнечной энергии. Прибыль компании в 2019 году составила $1,4 млрд при выручке в $16,5 млрд и дивидендной доходности 5%.
Пузырь доткомов: что это такое
На стыке девяностых и двухтысячных из-за спекуляций и неоправданного оптимизма инвесторы потеряли около $5 трлн. Биржу обрушил взлет убыточных интернет-стартапов.
В 2001 году произошел один из крупнейших фондовых коллапсов новейшей истории — обвалился технологический индекс NASDAQ. Вместе с падением индекса лопнул пузырь доткомов . Обанкротилось огромное количество интернет-стартапов. Даже те компании, бизнес которых был налажен, понесли огромные убытки.
Чем интересна эта история и почему спустя почти 20 лет аналитики находят в нашем времени сходства с тем кризисом?
В первой половине девяностых наступил период активного развития интернета. У все большего количества пользователей начали появляться персональные компьютеры, а компании стали массово переключать свою деятельность на работу в интернете. Если у компании не было собственного сайта, это казалось несолидным.
Тогда же родились первые проекты, деятельность которых была полностью ориентирована на онлайн-сегмент. Например, интернет-аукцион eBay, книжный онлайн-магазин Amazon и поисковик Yahoo!
Люди пребывали в эйфории от предвкушения возможностей, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединенный единой сетью коммуникаций. К таким людям относились и инвесторы.
Сами компании старались набрать инвестиций как можно быстрее и как можно больше. Но делалось это только для того, чтобы вложить средства в маркетинг, увеличить узнаваемость бренда, снова привлечь средства и вновь направить их на рекламу.
По данным Investopedia, к 1999 году 39% венчурного капитала вливалось в интернет-компании.
Главной биржей для таких компаний стала технологическая площадка NASDAQ. Индекс NASDAQ рос небывалыми темпами: с 1000 пунктов в 1996 году показатель индикатора поднялся до 5048 к марту 2000-го.
Своеобразной кульминацией безудержных маркетинговых расходов стал январь 2000 года. Сразу 14 дотком-стартапов заказали тогда дорогую рекламу во время Супербоула — одного из важнейших спортивных событий года в США. А в марте индекс NASDAQ начал обваливаться.
Перед обвалом рынка произошло несколько событий, которые ему способствовали.
Для начала Япония — в тот период вторая экономика мира — ушла в рецессию . Это вызвало массовую продажу акций технологических компаний, которые, по мнению экспертов того времени, в первую очередь могли пострадать от ухудшения экономического климата.
Некоторые технологические компании, например Dell, понимая, что рынок находится на своем пике и при этом не имеет перспектив дальнейшего роста, начали распродавать собственные акции. Заметившие это инвесторы тоже стали избавляться от бумаг.
И одна из главных причин: инвесторы начали понимать, что компании, в которые они вкладывали деньги, так и не научились приносить прибыль.
Здесь хорошим примером служит история основателя доткома TheGlobe.сom Стефана Патернота. После баснословного IPO своей компании в 1998 году Патернот, веселясь в ночном клубе, сказал журналистам: «У меня есть девушка. У меня есть деньги. Теперь я готов жить отвратительной, фривольной жизнью». Обвал 2000 года уничтожил TheGlobe.сom.
Но даже без таких трат новые компании ставили перед собой нереализуемые цели. Исследование банка HSBC показало, что космическая оценка стоимости интернет-компаний того времени могла быть адекватна только в том случае, если бы эти стартапы в течение пяти лет наращивали выручку на 80% ежегодно.
Когда пузырь лопнул, еще недавно бывшие перспективными проекты остались без средств к существованию. Деньги испарились из сектора, огромные потери понесли даже те фирмы, бизнес которых строился не просто на количестве кликов и громкой рекламе. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%.
К октябрю индекс NASDAQ рухнул более чем на 70% с тех позиций, на которых пребывал в марте. Директоров некоторых доткомов обвинили в мошенничестве и обмане инвесторов. Банкам Citi Group и Merrill Lynch пришлось платить штрафы обманутым инвесторам.
Леонардо Дель Веккио. Магнат в очках
62 место в списке богатейших людей мира по версии журнала «Forbes» Леонардо Дель Веккио занял благодаря капиталу в $20,7 млрд. долларов. Такое состояние он смог заработать на производстве очков.
Компания носит громкое название «Luxottica», которая является несомненным лидером в мире очков. Но путь к богатству Леонардо Дель Веккио был не прост. Легко, когда у тебя есть богатые родители, но когда ты рождаешься в бедной миланской семье это становится чем — то запредельным.
Он родился в 1935 году, когда весь мир стоял на пороге Второй Мировой войны. Уже в семь лет ему пришлось выдержать еще один удар — умер отец. Семье пришлось отдать его в приют в возрасте 7 лет под присмотр монахинь. После приюта, в 14 лет, он устраивается работать на фабрику по производству оправ для очков. Не от хорошей жизни Леонардо пришлось идти работать, надо было кормить свою семью, с которой он поддерживал всегда связь.
Со временем Леонардо увлекся очками и оправами, что даже заставило его переехать в маленькую деревню в Венеции, известной как Агордо, где стекольная промышленность развивалась несколько веков.
Здесь Леонардо Дель Веккио решил постигать азы создания очков от проектирования до продвижения на рынок. В 1967 году Леонардо принял решение навчать свой бизнес по сборке очков. Хотя у него был 6-летний опыт работы в этой сфере, ему было нелегко из-за жесткой конкуренции. Леонардо назвал свою компанию «Luxottica».
Лишь десять лет спустя, в 1976 году, «Luxottica» перестали собирать очки других марок и запустила свои собственные очки. Использование научных исследований, маркетинга и технологий помогло бренду стать лидером рынка.
Футуристический подход Леонардо к своим продуктам, своевременные решения и устойчивая стратегия помогли «Luxottica» следить за всеми этапами производства очков высшего качества. Группа «Luxottica» смогла приобрести некоторые известные итальянские бренды, таких как «Lens Crafters», «Persol» и «Vogue», а также самый известный американский бренд «Ray Ban».
Позже «Luxottica» удалось приобрести компанию «Oakley» за 2,1 миллиарда долларов, что дало «Luxottica» сделать прорыв в спортивном сегменте очков. В дополнение к этому, «Luxottica» в настоящее время производит очки для всемирно известных брендов, таких как «Versace», «Ralph Lauren», «DKNY», «Ferragamo», «Prada», «Chanel» и «Armani».
Леонардо может гордиться и своими детьми. Он с женой вырастил 4 дочерей и 3 сыновей.
Его старший сын, Клаудио, владеет легендарным мужским магазином Brooks Brothers, а дочь Мариса руководит Музеем очков.
Он также является основателем OneSight – компании, которая помогает нуждающимся во всем мире видеть лучше. За средства миллиардера открыта глазная клиника в Мексике и 4 – в Северной Америке. С 1988 года помощь через благотворительный фонд была оказана 8 млн человек во всем мире.