Наверное, нет в отечественной истории более спорной фигуры, чем легендарный Рюрик – основатель первой правящей династии на Руси. Что только не писали о нём: и что он вымышленная, мифическая фигура, и что он собирательный образ, и что он коренной славянин, и что – представитель скандинавских народов. И, самое главное – зачем его вообще призвали на княжение, как будто своих достойных лидеров в отечестве не нашлось. Попробуем разобраться в этом хитросплетении мнений и выделить из них ясные, бесспорные факты, которые позволят нам дать наиболее объективный ответ на поставленные вопросы.
Итак, что представляла собой та территория Руси, куда пригласили первоначально править Рюрика?
Если вы посмотрите на карту, то увидите, что русское государство первоначально зародилось на северо-западе, на территории, где жили славянские племена - кривичи и словене, а также финно-угорские племена - водь, чудь и весь. Причем, славяне, жившие ранее южнее, с каждым веком проникали всё дальше на север, где вступали в соприкосновение с жившими там финно-угорскими племенами. И такие контакты далеко не всегда проходили мирно и по-добрососедски. Конфликтовали много и часто: и за пахотные земли, и за охотничьи угодья, и за рыбные места. Славяне судили споры по своим обычаям и традициям, финно-угры – по своим. Поэтому, когда встал вопрос об образовании единого государства, каждое племя захотело поставить во главе его своего князя. Уступать друг другу никто не собирался, и ситуация вскоре зашла в тупик.
И тогда мудрый старейшина Гостомысл нашел единственно возможный выход из этого тупика – пригласить на княжение не славянина и не финно-угра, а человека «со стороны», который будет нейтрально относиться ко всем племенам в государстве. То есть наши предки призвали на престол не оккупанта и не захватчика, а третейского судью, который может объективно рассматривать все споры между племенами. «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью…» - так пишет о тех событиях летопись. Варягами в то время называли жителей балтийского побережья, а само море – Варяжским. Что же за таинственный народ назывался «русью»?
У самих славян письменности в то время еще не было. Поэтому, ответ на данный вопрос придется искать в иностранных письменных источниках. Самое первое упоминание о народе русов мы находим в древней хронике государства франков – Бертинских анналах. В хронике за 839 год упоминаются послы кагана народа рос (rhos), прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Император расследовал цель их прибытия и выяснил, что они из народа свеев (шведов, то есть скандинавов). Таким образом, Бертинские анналы недвусмысленно указывают на скандинавское происхождение народа русов.
Что же касается самого имени вождя – Рюрик, то оно происходит из прагерманского языка, который является предком скандинавских языков, и базируется на германских корнях «*hrōþ-» (*hrōþaz — «слава») и «*-rīk» (*rīkz — «воин-правитель»). В церкви Норрсунда, находящейся между Стокгольмом и Уппсалой, сохранилось несколько древних камней с руническими надписями. На одном из них можно найти имя «Рюрик», написанное древними рунами.
Противники скандинавского происхождения Рюрика будут, несомненно, доказывать, что речь там идет о другом Рюрике. Пусть даже и так, но скандинавские корни данного имени несомненны. Так же, как и скандинавское происхождение других имен соратников и последователей Рюрика – Трувора, Аскольда, Дира, Свенельда, Олега, Игоря, Ольги, Рогволода, Рогнеды и других.
Подтверждением скандинавского происхождения Рюрика и его соратников являются и археологические раскопки в Старой Ладоге (первой столице Руси) и Рюриковом городище (Великий Новгород). Как свидетельствуют сами археологи, характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Что полностью соответствует упоминанию летописи о том, что Рюрик прибыл на Русь со всем своим родом, с дружиной и домом.
Возможно, кому-то из читателей покажется обидным иностранное происхождение первых русских князей. Лично я ничего унизительного в этом не вижу. Унизительно, когда тебе навязали руководителя силой. А когда ты выбрал его сам, что здесь обидного? История показала, что Гостомысл поступил правильно. Со временем, скандинавские князья и дружина полностью обрусели и смешались со славянским населением. А созданное ими государство сохранилось и окрепло, и существует уже вторую тысячу лет.
Кстати, нашу веру, религию, мы тоже приняли со стороны. Но разве мы стали от этого хуже?
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, здесь будет много интересного.