Найти тему

Ван Гог: почему его гениальность – не следствие безумия?

Все слышали о Винсенте Ван Гоге, который отрезал себе ухо, жил в нищете и был безумен. Именно безумие часто называют причиной его гениальности, а в вихрях контрастных цветов и пастозных мазков видят метания его души, эксцентричность и неустойчивость характера и воплощенное самопожертвование во имя искусства.

Однако был ли Ван Гог на самом деле безумен, или это всего лишь миф, созданный арт-дилерами, чтобы его работы лучше продавались? Давайте разберемся.

Диагнозы

О безумии Ван Гога до сих пор слагают легенды. О нем снимают фильмы, ему посвящают статьи и даже диссертации. Почти все пытаются объяснить его искусство и гениальность через сумасшествие. Тем не менее не существует единого мнения о его диагнозе. Пишут о маниакально-депрессивном психозе, шизофрении и биполярном расстройстве, а самая новая теория – порфирия.

Проблема в том, что все эти диагнозы поставлены после смерти Ван Гога. Заключение, к которому приходят врачи больницы в Сен-Реми в 1889 году – эпилепсия, которая в конце XIX века считалась исключительно психическим заболеванием. Здесь, конечно, нужно вспомнить и о том, что в это время лечили от истерии, считая ее болезнью матки, то есть, расстройством, которое присуще только женщинам.

Выходки Ван Гога

Многие из современников художника тоже были уверены в его безумии. Бросить престижную работу арт-дилера, священника и учителя и посвятить в 27 лет свою жизнь живописи – на такой поступок может отважиться либо настоящий герой, либо неадекватный человек.

Считается, что в попытке работать как можно больше, качественнее и усерднее Винсент не щадил свое здоровье: много пил, отдавая предпочтение абсенту, ел краски, в которых было высокое содержание свинца и даже капал на подушку камфору, которая содержит ядовитые вещества.

-2

Значение Ван Гога в искусстве

Ван Гог был одним из первых художников, кто не получил академического образования. Но это не значит, что наш герой не разбирался в живописи. Его карьера в арт-бизнесе была связана с продажей полотен старых голландских мастеров. Изучая их, он впитал свойственный этим картинам народный символизм.

У родственника Антона Мауве в Гааге он учился основам реалистической живописи, а в Париже он видел достижения импрессионистов, неоимпрессионистов (Жорж Сёра) и попадал под стойкое влияние японского искусства. Объединяя в своем творчестве достижения классического и современного искусства, он фактически открывает дверь в искусство ХХ века, для которого будет свойственен полистилизм (взаимовлияние и обогащение различных тенденций и влияний) и яркая идейная составляющая, которую вкладывает в произведение художник-пророк.

-3

По этой же схеме действует Ван Гог. Работая на контрастах, он создает крайне насыщенную фактуру как с точки зрения движения мазка, так и в отношении цвета. Однако принципиальная разница между Вермеером и Ван Гогом состоит в том, что работы последнего – не реалистическое произведение, в котором мы узнаем себя и знакомые виды, а мощное символическое пространство.

Под кистью художника оживает весь мир. И стог, и куст, и поле ирисов приобретают характер, яркую внутреннюю жизнь. Трагическим символизмом пронизана миска картофеля, которая достается с неимоверным трудом простому рабочему, тоской насыщен стул друга, только что покинувшего Арль, а натюрморт с ирисом напоминает о празднике цветения сакуры (Ханами), суть которого в наблюдении за быстротечностью времени - процессом «умирания».

-4

Читая переписку Винсента и Тео, мы находим огромное количество логичных, последовательных и рациональных умозаключений, которые полностью идут вразрез с общепринятым мнением, что причина гениальности Ван Гога – в его сумасшествии. Болезнь, как пишет сам художник, проявилась только в последние 3-4 года его жизни, и как раз в периоды приступов, когда он не может работать, художник чувствует полное опустошение.

Удивительно, но мы не можем обвинить художника и в пессимизме. Самая часто повторяющаяся фраза из его писем звучит на редкость жизнеутверждающе: «В этом лучшем из миров всё всегда устраивается к лучшему!».

А за что вам нравится творчество Ван Гога? Как вам кажется, был ли он все-таки безумен?

Как импрессионисты и постимпрессионисты совершили революцию в искусстве? Почему их не принимали современники? И в чем значение творчества Ван Гога для ХХ века?

Обо всем этом вы узнаете на нашем авторском видеокурсе
«Как понимать современное искусство? От импрессионизма до стрит-арта»:

  • 12 часов лекций
  • Доступ навсегда
  • 2890 руб.

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт