Стиль барокко зародился в Италии (в середине XVI в.) и состоит из нескольких этапов, последние из которых характеризуют переход к Рококо. Исходя из того, что этот стиль был призван прославлять абсолютную монархию и католическую церковь, то он привился больше всего в Италии и Франции. Несмотря на то, что стиль Барокко в разных странах проявляется по-разному, он всегда вызывает чувства восторга от роскошной пышности интерьера, и оставляет сильные эмоциональные впечатления.
Цветовая гамма
Классический вариант цветового оформления интерьера в стиле Барокко — это сочетание светлых и приглушенных оттенков (песочные, пастельные, нежно-голубые, нежно-зеленые и нежно-розовые цвета) с позолоченными и бронзовыми деталями. Но это не означает, что в барокко нет контрастов. Совсем наоборот. Барокко любит отделять контрастами полы от стен. Например, пол из темных пород дерева отлично сочетается со светлыми стенами. Так же, очень востребована красно-золотая обивка стен.
Полы
Возможны два варианта устройства напольного покрытия: облицовка мраморным камнем или паркетом ромбовидной формы из дуба (в т.ч. художественный паркет с инкрустациями по типу интарсий).
В случает укладки однотонного паркета, целесообразно будет его украсить классическим ковром с художественными геометрическими рисунками.
Стены
Стены, в барочном стиле, обращают на себя наибольшее восхищенное внимание зрителя. Они сочетают в себе огромное количество фактур и декоративных элементов: ниши с античными статуями, стукко (искусственный мрамор в виде лепнины), финто мармо (роспись под мрамор), десюдепорты (декоративные резные украшения над дверными проёмами), картуши (разновидность лепных орнаментов в форме свитков), обшивка стен сосновыми панелями с резными украшениями в виде гирлянд фруктов, цветов и т.д.
Стеновые пространства затягивали дорогими шелковыми тканями и облицовывали натуральным цветным мрамором (реже).
Потолок
Потолок в барочном стиле заслуживает восхищения: сложные витиеватые позолоченные стукко исходят с падуг потолка к центру, где царит аллегорическая живописная перспективная композиция. Обилие позолоченных фресок и буйно стелящихся по потолку лепных узоров, которые словно скрадывают и деформируют пространство.
Освещение
Люстра в интерьере барочного стиля – это произведение искусства. Она имеет множество хрустальных подвесок, которые увеличивают преломляемые лучи и распространяют их по всему пространству с удивительной игривостью. А современные технологии позволяют подобрать лампочки для люстры в виде свеч.
Огромную люстру в центре высокого потолка комнаты обычно комплектуют роскошными канделябрами по 60 см в высоту.
Декор
При создании декоративного оформления в стиле барокко, важно всегда помнить, что мы должны добиться гармоничного роскошного пространства с явными королевскими чертами. А это возможно сделать только при использовании специальных приёмов, свойственных данному стилевому направлению в интерьере. А именно, внедрение в пространство большого количества позолоченных и бронзовых деталей, стукко, соломоновых колонн (витая колонна, специально разработанная Дж. Л. Бернини для стиля барокко), разорванных дугообразных карнизов, овальных картуш (поддерживаемых ангелами), скульптурного декора, рельефа из золоченной бронзы и фресок, позолоченной резьбы по дереву, лепнины и иллюзионистической живописи, включение элементов ордера.
Важную роль в восприятии интерьера играет активная пластическая форма отдельных помещений: текучие линии, овалы, эллипсы, закругленные углы стен и плафонов.
Предметная атрибутика стиля барокко:
— Обильное использование зеркал
— Присутствие ваз из натурального камня: агата, изумруда, бирюзы, нефрита, дымчатого опала и т.д.
— Статуэтки и другие предметы из фарфора и серебра.
— Превосходные картины с масляной живописью
— Камин с плоским выступом (полкой), оформленный карнизом и цоколем под потолком и внизу, в котором изобилующий позолоченный рельеф гармонично сочетается с росписями. Обязательно расположение зеркала над камином и часов на полочке.
Мебель
Мебель в стиле Барокко чрезвычайно пышна и помпезна. Она копирует поведение изогнутых линий декоративного оформления (или наоборот). Это означает, что в ней нет прямых линий и весь корпус состоит из сложного пластично-изогнутого рельефа: овалы, спирали, выгнутости и вогнутости, маркетри, бронзовые накладки, резьба. Много лаковых изделий.
Как каркасная (кресла, стулья, банкетки), так и корпусная (комоды, столы, шкафы) мебель имеют характерную гнутую ножку. Гнутая ножка является словно продолжением основной части мебели, в которой нет четкой границы между корпусом и опорными элементами (ножками) – все «переходные части» очень плавные и лаконичные.
Обивка для мебели изготавливается из дорогих декоративных тканей: гобеленов, атласа, шелка, парчи, бархата, глазета (ткань с шёлковой основой и вытканным на ней золотым или серебряным узором).
В эпоху стиля барокко появляются новые предметы меблировки: гарнитуры, столы-консоли, комоды.
Наибольшей популярностью пользуются шкафы, бюро и кабинеты.
Наиболее богато убранным предметом интерьера является кровать. Она имеет форму шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок, которые почти полностью скрывают деревянные элементы.
Текстиль
Подбирая текстильное оформление интерьера в стиле барокко не стоит скупиться количеством материала. Драпировок должно быть много. Поэтому, будет лучше, если шторы и тюль будут создавать ощущение многослойности.
Обычно, королевские роскошные шторы венчают не менее роскошные ламбрекены. Во всех этих элементах должны улавливаться «золотые нотки» в виде вышивок, кисточек, брошек и бахромы.
Ламбрекены применяют не только над окнами, но и над дверями.
Обивка мебели состоит из дорогих тканей: гобеленов, атласа, шелка, парчи, бархата, глазета (ткань с шёлковой основой и вытканным на ней золотым или серебряным узором).