Найти тему
АЛГОРИТМ

Потери как источник роста. Основные шаги к эффективной производительности

Если вы убеждены, что ваше предприятие не может выйти на новые экономические показатели без крупных инвестиций в производство — время пересмотреть управленческие подходы. Как показывает опыт участников федерального проекта «Адресная поддержка производительности труда на предприятиях», в любом производстве можно обнаружить скрытые ресурсы для повышения эффективности — это потери.

Нас повсюду окружают потери
Нас повсюду окружают потери

К потерям относятся все действия, в результате которых расходуются временные или материальные ресурсы, но не возрастает ценность для клиента. Анализ производственного процесса с точки зрения интересов клиента – это ключевой принцип бережливого производства, который лежит в основе производственных систем многих российских и зарубежных компаний. Четкое понимание того, за что не готов платить конечный потребитель вашего продукта или ваш внутренний заказчик, позволяет увидеть несовершенства процесса и сократить неэффективные действия персонала.

В конечном счете, именно такие, не добавляющие ценность действия, существенно влияют на качество, фактические сроки производства и себестоимость продукта. И как показывает практика мировых корпораций, только за счет сокращения потерь эффективность производства может вырасти на 70–80%. Однако фактор потерь не так очевиден, как, к примеру, изношенность оборудования или нехватка квалифицированного персонала, и потому труднее поддается диагностике.

Основатель производственной системы Toyota (TPS) Тайити Оно разработал классификацию потерь, которая значительно упростила анализ эффективности производства для многих компаний.

7 видов потерь
7 видов потерь

Как сократить потери?

Конечно, каждое производство имеет свою специфику, и только глубокий анализ организации внутренних процессов может дать полное представление о существующих потерях и способах их устранения. Но есть универсальные управленческие методы, без которых невозможно создать эффективную производственную систему.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ

Целеполагание – это базовый этап, который поможет сделать процесс изменений осмысленным и структурным. Оценив текущее состояние производства, вы сможете определить целевой уровень экономических показателей и выделить наиболее важные направления для повышения эффективности. Как показывает опыт участников проекта, амбициозная цель может стать очень мощным стимулом улучшений и на уровне управления производством, и на уровне повседневной работы персонала.

ВЫЙТИ В ГЕМБУ (НА ПРОИЗВОДСТВО)

Только так, шаг за шагом исследуя производственную площадку, привлекая к этому процессу специалистов непроизводственных отделов: конструкторов, технологов, логистов, маркетологов, экономистов, можно составить объективную картину процесса.

ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС

Поиск узких мест должен начинаться с визуализации процессов. Для этой цели применяется картирование – универсальный инструмент анализа производственного процесса от поставщика до потребителя продукта, который позволяет посмотреть на производство как на последовательную цепочку операций и выявить причинно- следственные связи между каждым действием и результатом.

ВЫЯВИТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА

Выявить потери позволит простая фиксация и замеры параметров текущего производства по каждому участку – сколько времени в смену простаивает оборудование, сколько сотрудников работает в смену, каковы объемы запасов, время выполнения операций, сколько времени занимают переналадки, каков уровень дефектности операций и т.д.

НАЙТИ КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ

Выявление корневых причин – универсальный метод управления, который позволяет выйти за рамки видимых симптомов проблемы и найти ее реальные первоисточники. Именно этот метод использовала главная героиня фильма «Москва слезам не верит» во время селекторной планерки. Самыми простыми инструментами выявления корневых причин являются метод «5 почему» и диаграмма «Рыбья Кость».

Бережливое производство располагает большим набором универсальных инструментов, эффективность которых доказана многолетней практикой. Каждое предприятие выбирает свое решение, исходя из целей и результатов проведенного анализа. А дальше многое зависит от того, был ли этот выбор осмысленным или формальным.

В действительности, потери сопровождают любой процесс. И в промышленном производстве и в офисной работе сотрудники совершают множество неэффективных действий, так как эти действия обусловлены или допускаются сложившейся организационной культурой компании. Очевидно, что выявлять потери, не имея культуры постоянной борьбы с потерями, крайне сложно. Как показывает практика, путь к бережливому производству всегда лежит через трансформацию культуры, определяющей модели поведения сотрудников. При этом олицетворением новой культуры становится именно руководитель.

Если руководство предприятия не верит в декларируемые принципы и не стремится взять на себя роль лидера изменений в своем коллективе, изменения не приводят к результату. Эффективная производственная система направлена на исключение самой возможности потерь, а это достижимо, когда постоянные улучшения становятся потребностью руководителя и каждого сотрудника.

Источник: Журнал «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.РФ»