Положение спины, рук, ног, головы, силуэт фигуры в целом очень много может рассказать нам об эпохе. Одежда, обувь, физические нагрузки формируют тело и делают одно время не похожим на другое. На средневековых миниатюрах, статуях готических соборов часто встречаются мужчины и женщины в довольно странной позе: живот вперёд, плечи назад, поясница прогнута. Среди историков культуры даже имеется специальный термин для её обозначения - "готическая сутулость".
Попытайтесь встать так, с первого раза у вас не получится, я пробовала. Современные люди сформированы в совсем другой телесной культуре, упражнения у нас другие, и обувь, и одежда. Первое, что нужно иметь в виду: средневековая одежда состоятельного человека очень отличалась от современной не только кроем, но и весом. Как минимум для выхода из дома или к гостям, на человеке были: нижняя рубаха, нижнее платье и верхнее платье на подкладе и с отделкой. К тому же, за исключением юношей и молодых людей, все были одеты в довольно длинные и объёмные наряды, натуральные ткани всегда весят немало.
Второе особый крой модной обуви позднего средневековья. Это время ещё до изобретения каблуков и твёрдой подошвы. Туфли и сапоги шились на кожаной подошве, были тонкими и не очень спасали от неровностей пути. Для защиты от грязи и холода использовались деревянные "сандалии" - патены, их видно в углу знаменитой картины Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини".
Но обувь на кожаной подошве носили и до XIV - XVвека, а готическая сутулость только тогда, в чем загадка? В фасоне обуви. В моду вошли пулены с их длинными и очень длинными носами. Попробуйте походить в обуви без каблука и с носом сантиметров пятнадцать в самом скромном варианте. У вас сразу изменится походка. В такой обуви нужно скользить и ставить сначала носок, а затем пятку. Мы сегодня делаем наоборот. Реконструкторы средневековой культуры, надевающие пулены и соответствующее платье из наших современников быстро перевоплощаются в людей средневековья потому по-другому двигаться невозможно, корпус заваливается, носы мешают ходьбе.
Если добавить третье условие, то все встанет на свои места. Позднее средневековье - это эпоха причудливых женских головных уборов и мужских шаперонов, закрученных вокруг головы в подобия тюрбанов. Сохранение красоты наряда с головы до ног требовало именно такой осанки, это была аристократическая норма. Горожане и крестьяне не носили длинных носов и сложных башен на головах, поэтому и осанка у них отличается. А с появлением корсета такое различие осанка станет маркером социального статуса. Но это ещё впереди.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!