Найти в Дзене
OVER 9000

Средний расход на 100 км: объясняю не всем понятные "нюансы"

Оглавление

Вроде бы, настолько простая штука, но до сих пор огромное число автовладельцев толком не понимают что к чему. Конечно, можно в очередной раз написать немудрёную формулу уровня средней школы: средний расход есть километры, делённые на потраченные литры и умноженные на сто. Но только пустых дискуссий из серии: "помогите - расход 25 литров, хотя езжу только в булочную" меньше не становится. Что-ж, давайте попробуем разобраться на паре примеров из жизни.

Пример 1

Движение по "сферическому шоссе в вакууме". То есть, представим, что значение среднего расход на бортовом компьютере сброшено, а перед нами простирается бесконечное ровное шоссе без светофоров и прочих помех - длиной, скажем, 80 километров. Проезжаем, смотрим значения среднего расхода: 7 литров на 100 километров. Вопрос: откуда эти самые "на 100 километров", ведь проехали лишь 80... И снова вспоминаем школьную формулу: компьютер разделил 5.6 израсходованных при движении литров (они считаются блоком управления по импульсам форсунок и данным от других датчиков) на те самые 80 км пути. И потом умножил полученное число на 100. Вышли наши 7 литров. И это есть "загородный цикл", или проще говоря, расход по трассе.

Пример 2

Мы снова на том же 80-километровом прямом отрезке дороги. Только теперь она испещрена всяческими препятствиями в виде попутных машин и светофоров. Снова прочерки в значении среднего расхода - компьютер обнулён. Начинаем движение и сразу же встреваем в известную всем "движуху" типа старт-стоп. И в этот раз отрезок дороги мы проехали за 4 часа - то есть, в 4 раза медленнее чем ранее. Какие будут показания борткомпьютера по расходу? Конечно значительно больше! Почему? Потому что расстояние у нас не изменилось, а вот время, которое мотор непрерывно работал, увеличилось аж в 4 раза. Тем более, ему приходилось постоянно напрягаться, чтобы сдвигать с десятков светофоров машину после каждой остановки. При этом он израсходует, пусть 12 литров. Соответственно, делим 12 л на 80 км и умножаем на сто - получаем цифру 15. Это и будет наш "городской цикл", он же расход по городу.

-2

Полагаю, теперь всё стало понятно. Отмечу, что производители ещё называют расход в "смешанном цикле". Нечто среднее между первым и вторым примером. Хотя нужно понимать, что кроме расхода по трассе все остальные значения очень условны и взяты с потолка. Ведь у каждого свои условия движения в городе - со своей интенсивностью и загруженностью дорог. Не стоит упускать из вида и стиль вождения. Поэтому, типичные форумные споры о том, чей расход "правильнее" (даже на одной и той же машине) абсолютно лишён смысла. Один каждый день ездит по межгороду, а второй живёт в мегаполисе и вечно стоит в пробках - каким образом можно говорить о едином значении среднего расхода топлива?..