Случившаяся год назад нескончаемая «пaндeмия» не изменила товарно-материальные запросы людей, но сильно ударила по их возможностям. С одной стороны произошло существенное падение реальных располагаемых доходов населения – миллионы людей потеряли прежний размер заработка, а то и работу совсем. Даже по данным Росстата реальные располагаемые доходы россиян во втором квартале прошедшего года сократились на 8,4%, в третьем квартале – почти на 5%.
С другой стороны, вызванное сокращением уровня реальных доходов падение платёжеспособного спроса никак не повлияло на вменяемость поведения некоторых бизнесменов – они задрали цены. В первую очередь на продукты. Разговоры о «социально ответственном бизнесе» закончились, началась попытка имитации бурной деятельности по административно-техническому регулированию цен на наиболее значимые для людей продукты, ушедшие в ценовой галоп: сахар, подсолнечное масло и т.д.
Дикий рост продемонстрировала туалетная бумага. Какая связь между туалетной бумагой и «пaндeмией» – для меня остаётся загадкой. Но этот эффект наблюдается по всему миру.
Попытка разобраться в причинах роста цен как всегда запустила одну и ту же цепочку разговоров, ведущихся уже двадцать лет.
Есть две традиционные причин роста цен на продукты и товары для населения, к которым сейчас добавилась третья.
Первая причина – естественный рост издержек производителей из-за роста тарифов естественных монополий.
Вторая причина – закон возрастания потребностей цепочки посредников и перепродавцов, приводящий к тому, что товар в розничной сети выставляется по цене, в разы превосходящей цену производителя.
И новая третья причина: усилившееся административное давление на все виды производящего, перепродающего и розничного бизнеса в связи с «новой реальностью». В частности, массированное применение штрафов по розничному бизнесу и вызванная требованием носить маски потеря части покупателей, ушедших в интернет-магазины.
Я добавлю сюда и четвёртую причину, о которой, как правило, предпочитают не говорить: это классическая жадность. Когда цена задирается при любом чихе без реальных на то причин. Типа: ветер подул, Луна взошла, вот я цену и поднял.
Но людям от этого не легче. Они задаются вопросом: как так? - денег стало меньше, а цены стали выше. Это неправильно. Так быть не должно. По классическим законам капитализма при падении платёжеспособного спроса должно происходить и падение цены. Но это в теории, а на практике российского псевдокапитализма реализуется самый негативный – стагфляционный вариант событий: цены растут, доходы и спрос падают.
При этом качество продуктов становится всё хуже и хуже, а вес и размер упаковок всё меньше и меньше. Пачка гречки 800 грамм? Вы это серьёзно? За 114 рублей? Она где – на Марсе выращена?
«Пaндeмия» всё спишет? Видимо, так. Кстати, имитация борьбы с ростом цен ни к чему не привела. Подсолнечное масло как подпрыгнуло за 100 рублей, так там и осталось. То же самое и с другими продуктами.
Чтобы понять – к чему это приведёт в сфере торговли, реализации товаров и услуг, не надо быть большим Нострадамусом. Люди меньше есть не станут, а значит, ускорится процесс замещения привычных продуктов самыми дешёвыми аналогами. Это первое. Во-вторых, истратив деньги на еду, люди не смогут купить что-либо другое – из непродуктового сегмента, спрос на эти товары ещё больше упадёт. Непродовольственный ритейл, наиболее сильно пострадавший в прошлом году от мер по борьбе с «пaндeмией», продолжит закрываться. Предложение уменьшится, монополизация вырастет, цены поднимутся. Хотя логично предположить и скачкообразный рост интернет-торговли. Ведь теперь в некоторых сервисах с доставкой даже заказанную обувь и одежду можно сначала померить, прежде чем купить, что решает неразрешимую ранее проблему с примеркой.