Найти тему
Russos

Уникальная станция «Тверская»

Станция «Тверская» Замоскворецкой линии является первой станцией в Московском метро, сооруженной на действующих путях. Второй стала станция «Технопарк» этой же линии. Но по сложности работ они, конечно, не сравнимы. Первая была сооружена на большой глубине закрытым способом. Вторая — по сути пристроена на поверхности рядом с наземными путями.

Станция «Тверская» была открыта 20 июля 1979 года на действующем перегоне «Маяковская» — «Театральная». Первоначально называлась «Горьковской», что вместе со своими соседками, станциями «Пушкинская» и «Чеховская», образовывала писательский триумвират. Увы, 5 ноября 1990 года станция были переименована в «Тверскую». Чем Максим Горький не угодил — загадка.

Горьковский радиус был открыт 11 сентября 1938 года. На перегоне между станциями «Маяковская» — «Театральная» был оставлен задел — возможность достроить эту станцию в дальнейшем. Для этого перегонные тоннели были разнесены на нужное расстояние (междупутье) и оставлена ровная площадка (уклон там 5 тысячных), что позволяло построить пилонную станцию по типу «Театральной».

Слухи и легенды про станцию «Советская» под одноименной площадью являются вымыслом и не имеют ничего с реальностью. Вернее так, она там могла планироваться, но при трассировке линии сделали в этом месте уклон в 26 тысячных, что исключает возможность строительства станции.

Но вернемся к станции «Тверская».

В 1975 году была открыта станция «Пушкинская», а также в ходе строительства этой станции были построены эскалаторный наклон «Горьковской» и переход между этими станциями. Изначально планировалось вести строительство через новый шахтный ствол и перевести движение поездов на временные обходные тоннели. Однако созданию нового шахтного ствола мешала плотная застройка, а строительство обходных тоннелей оказалось сложным в неблагоприятных геологических условиях. В итоге было решено строить станцию без обходных тоннелей с шахтного ствола «Пушкинской».

Совмещенный вестибюль станций «Пушкинская» и «Тверская».
Совмещенный вестибюль станций «Пушкинская» и «Тверская».
Малый наклон из этого вестибюля — выход в город.
Малый наклон из этого вестибюля — выход в город.
Совмещенный вестибюль.
Совмещенный вестибюль.
Наклон на станцию «Тверская». Он был пройден одновременно с наклоном на станцию «Пушкинская».
Наклон на станцию «Тверская». Он был пройден одновременно с наклоном на станцию «Пушкинская».
Вид от наклона на центральный зал станции. Стандартные гермоворота.
Вид от наклона на центральный зал станции. Стандартные гермоворота.
Наклонный ход станции «Тверская».
Наклонный ход станции «Тверская».
Оформление станции посвящено произведениям Максима Горького, имя которого первоначально носила станция; автор оформления — В. М. Клыков. Правда в чем это оформление — я так никогда и не понимал.
Оформление станции посвящено произведениям Максима Горького, имя которого первоначально носила станция; автор оформления — В. М. Клыков. Правда в чем это оформление — я так никогда и не понимал.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 42 метра). Сооружена по индивидуальному проекту. Авторы — Р. И. Семерджиев, Б. И. Тхор, Н. Е. Шретер, В. А. Черёмин, П. Кирюшин.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 42 метра). Сооружена по индивидуальному проекту. Авторы — Р. И. Семерджиев, Б. И. Тхор, Н. Е. Шретер, В. А. Черёмин, П. Кирюшин.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
А это схема из журнала «Метрострой» №2 от 1983 года.  Как видите, они немного отличаются.
А это схема из журнала «Метрострой» №2 от 1983 года. Как видите, они немного отличаются.

И реальное положение дел. Схема с сайта https://karta-metro.ru/stations/96/426/
И реальное положение дел. Схема с сайта https://karta-metro.ru/stations/96/426/
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.

Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.

Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала  «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Статья из журнала «Метрострой» о строительстве станции. Метрострой. — 1979. — № 4.
Демонтаж тюбингов перегонного тоннеля. Фото из архива Московского метростроя.
Демонтаж тюбингов перегонного тоннеля. Фото из архива Московского метростроя.

Проект приспособления Замоскворецкого радиуса для защиты населения от отравляющих вещества. Фрагмент схемы. Здесь наглядно видна трассировка и профиль участка под Тверской площадью. Российский государственный архив экономики, Фонд 7297 «Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром СССР,НКТП СССР). 1932-1939», оп. 28, дело 341 «Чертеж второй очереди Московского Метрополитена (Горьковско-Замоскворецкого радиуса)» Декабрь, 1935.
Проект приспособления Замоскворецкого радиуса для защиты населения от отравляющих вещества. Фрагмент схемы. Здесь наглядно видна трассировка и профиль участка под Тверской площадью. Российский государственный архив экономики, Фонд 7297 «Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром СССР,НКТП СССР). 1932-1939», оп. 28, дело 341 «Чертеж второй очереди Московского Метрополитена (Горьковско-Замоскворецкого радиуса)» Декабрь, 1935.

На месте будущей станции «Тверская» находится две щитовые камеры и ствол шахты № 73. В следующем документе, камера только одна, что отвечает действительному положению дел. Выше все же проект показан.

Российский государственный архив экономики, Фонд 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)», оп. 49, дело 1258 «Московский метрополитен. Вторая очередь. Исполнительный план и профиль Горьковского радиуса», 1941.
Российский государственный архив экономики, Фонд 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)», оп. 49, дело 1258 «Московский метрополитен. Вторая очередь. Исполнительный план и профиль Горьковского радиуса», 1941.
Фрагмент схемы. Как видим, камера одна. Но профиль пути тот же. Таким образом можно сказать, что задел про станцию «Советская» это миф.
Фрагмент схемы. Как видим, камера одна. Но профиль пути тот же. Таким образом можно сказать, что задел про станцию «Советская» это миф.

Но там находится не станция, а так называемый «Объект 84». Его строительство началось в 1940 году для размещения Командного пункта МПВО г. Москвы. В настоящее время объект является резервным командным пунктом ГО Правительства Москвы. Более подробно можно ознакомиться здесь.

Та самая камера на перегоне. Впереди виднеется станция «Тверская».
Та самая камера на перегоне. Впереди виднеется станция «Тверская».
Вид на станцию из тоннеля. Обратите внимание на первые чугунные тюбинги — ширина перегонного кольца 75 сантиметров. Сейчас они метровые.
Вид на станцию из тоннеля. Обратите внимание на первые чугунные тюбинги — ширина перегонного кольца 75 сантиметров. Сейчас они метровые.
Стены отделаны светло-серым мрамором.
Стены отделаны светло-серым мрамором.
Да и вся станция получилась очень светлой.
Да и вся станция получилась очень светлой.
Оформление станции проектировали с учетом строительства на существующем перегоне, чтобы максимально упростить работы в ночное окно.
Оформление станции проектировали с учетом строительства на существующем перегоне, чтобы максимально упростить работы в ночное окно.
Пол выложен красным гранитом.
Пол выложен красным гранитом.
Пересадка на станцию «Пушкинская».
Пересадка на станцию «Пушкинская».
Отличный разрез станции. Журнал «Техника-молодёжи». 1979, № 3. — С. 32–36.
Отличный разрез станции. Журнал «Техника-молодёжи». 1979, № 3. — С. 32–36.
Переходный коридор к станции «Пушкинская».
Переходный коридор к станции «Пушкинская».
Центральный зал станции «Тверская».
Центральный зал станции «Тверская».
Платформа станции.
Платформа станции.
Когда торец станции был глухим и там находился памятник Максиму Горькому. После строительства пересадки на станцию «Чеховская» его перенесли вниз.
Когда торец станции был глухим и там находился памятник Максиму Горькому. После строительства пересадки на станцию «Чеховская» его перенесли вниз.
Малый наклон.
Малый наклон.
Пересадка на станцию «Чеховская».
Пересадка на станцию «Чеховская».
Памятник Максиму Горькому. Теперь он без своей станции.
Памятник Максиму Горькому. Теперь он без своей станции.