Великую приму нередко обвиняют в самолюбовании и эгоцентризме, но нельзя не отметить, что балерина умела признавать талант соперниц. В одном из интервью Майя Михайловна на вопрос о трех лучших русских балеринах в истории ответила примерно следующее: "Не знаю, как в истории, но среди тех, что я видела, это Уланова, Семенова, Шелест". При этом, Плисецкая особо выделяла именно Аллу Шелест, признаваясь, что завидовала по-хорошему ее таланту. Были и более молодые балерины, которых прима выделяла особо. А была и одна, в судьбе которой Плисецкая сыграла важную роль.
Украинская балерина Елена Филипьева родилась в 1970 году в г. Днепрорудный Запорожской области. В детстве занималась сначала спортивной гимнастикой (которая ей не нравилась), затем народными танцами (которые ей нравились). Там руководитель кружка убедил ее родителей в таланте дочери и посоветовал отдать в балет. Семья приехала в Киев, и девочка успешно прошла все туры конкурса, в третьем из которых члены комиссии были сражены ее зажигательным гопаком. В 10 лет ей удалось поступить в большую кузницу талантов - Киевское хореографическое училище.
Способности ее быстро были распознаны, а в год выпуска девушке крупно повезло. Часть труппы Киевского театра уехала на летние гастроли, а часть осталась. Намечался спектакль "Жизель", танцевать в нем должна была приглашенная балерина, но та не приехала. Филипьева готовилась к выпускному концерту в училище, но педагог предложил главному балетмейстеру театра ее кандидатуру на замену. Оставалось 3 дня...
Студенткой я часто ходила на спектакли, у меня хорошая зрительная память, поэтому быстро выучила партию. В принципе я с ролью справилась. Жизель — юная и наивная девочка, так что легко было ее сыграть. Были сомнения по сцене с сумасшествием, но педагог постаралась объяснить, какой может быть боль.
Карьера была быстрой и головокружительной. В кордебалете артистка, можно сказать, не стояла (лишь дважды в выходила в его составе), почти сразу стала танцевать главные партии. В 22 года - заслуженная артистка Украины, в 23 - уже народная! Ни одна балерина ни до, ни после этого так рано этого звания не достигала.
Обретя звание народной артистки, Филипьева получила ордер на квартиру (своего жилья до этого у нее никогда не было). Дом, правда, только строился (и до сих пор не построен), так что въезжать было некуда. Тогда пришла помощь от более старшей коллеги, тоже народной артистки, которая, по словам Филипьевой, взяла ее за руку и отвела на прием к городскому начальству. "Мне пошли навстречу, поменяли ордер, и я наконец получила квартиру недалеко от вокзала, в которой до сих пор живу".
А дальше - одна из самых больших удач в жизни молодой украинской примы: знакомство с примой советской.
С Леонидом Сарафановым в "Сильфиде"
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге в Александринском театре состоялся Международный балетный конкурс "Майя", где Плисецкая была председателем жюри и сама формировала состав участников. И здесь удача для Елены Филипьевой была тройной.
Во-первых, ее участие не предполагалось (т.е. знакомства с Плисецкой могло и не быть). Всего за 2 недели до начала конкурса ей позвонил бывший одноклассник, работавший в тот момент в Москве, и предложил побыть ему партнершей вне конкурса. Уже затем ей предложили и участвовать самой.
Во-вторых, она не подходила по возрасту - была чуть старше, чем надо. Но поскольку не хватало совсем немного, для ее участия было сделано исключение. Помог с оформлением документов педагог этого самого одноклассника.
И в итоге Филипьева получила первую премию. С этим связан один миф, который часто можно встретить в интернете.
Во время награждения Майя Михайловна, будучи председателем конкурса, вручила золотую медаль и солидный денежный приз, а затем неожиданно, прямо на сцене, сняла свое кольцо с бриллиантом и надела его на палец Филипьевой.
Такую историю вы можете встретить на просторах всемирной паутины. По словам же самой Филипьевой, все было по-другому.
Одним из следствий победы на конкурсе было то, что Плисецкая, проникнувшись талантом украинской балерины, стала активно помогать ей в продвижении карьеры - рассказывала журналистам, рекомендовала организаторам гастролей, приглашала выступать и т.д. Она же пригласила Филипьеву в качестве солистки в Японию, где выступала труппа, которая позже оформится в "Русский Имперский балет" Гедиминаса Таранды. Ежедневный класс артистами выполнялся прямо на сцене, куда специально выносились станки. Как-то перед одним из таких классов Плисецкая за кулисами и выразила свое восхищение ее талантом, подарив кольцо, которое хранится у Филипьевой до сих пор в качестве талисмана.
С Фарухом Рузиматовым в балете "Шахерезада"
Филипьева стала любимицей Плисецкой, и как отмечает сама танцовщица, именно благодаря ей она получила мировую известность. Помимо гастролей с Имперским балетом она приглашала ее на различные гала-концерты вместе со звездами Парижской оперы и Большого театра, где ее партнерами были такие знаменитости, как Патрик Дюпон (этуаль Гранд Опера, с которым Филипьева часто танцевала в 1996 году) или Фарух Рузиматов (с последним Елена танцевала впоследствии еще не раз). Встреча с Пьером Карденом, прогулки по Елисейским полям... В каждом интервью Плисецкая называла Филипьеву, ни много ни мало, лучшей балериной современности. Приглашал и Юрий Григорович в Большой театр, но танцовщицу всегда тянуло на родину, в Киев...
Участие Плисецкой в развитии карьеры украинской примы - это и есть в-третьих.
Наверное, нет смысла особо расписывать, как карьера артистки сложилась в дальнейшем. Главные партии во всех значимых балетах, гастроли в бесчисленном количестве стран от США до Японии, государственные награды Украины (княгини Ольги и Ярослава Мудрого)...
Не забыла балерина и про создание семьи и собственное образование. На рождение ребенка ее подтолкнули примеры танцовщиц, слишком думавших о карьере и в итоге оставшихся в одиночестве.
"Тогда артисты старались потанцевать по максимуму, потом уж родить. Сейчас молодежь делает наоборот — они рожают, а потом танцуют. Не знаю, как правильно, но смотрела на танцовщиков, у которых не было детей, они остались одни, и мне такого не хотелось".
Филипьевой, кстати, принадлежит если не самое быстрое, то точно одно из самых быстрых возвращений на сцену после родов - уже через месяц она танцевала "Кармен" (где-то говорится, что через два).
Елена Филипьева до сих пор в строю, насмотря на свои 50 лет. При этом она подчеркивает, что, естественно, не может танцевать также, как в 25 (и вообще, следует уступать дорогу в классических партиях более молодым, давать им проявлять себя), однако выбирает такие партии, в в которых можно выглядеть выигрышно в своем возрасте. Продолжающаяся танцевальная карьера совмещается с карьерой педагога.
Оглядываясь назад признает, что в жизни ей часто сопутствовала удача...
Хотя на Украине сейчас хватает талантливых балерин, среди которых есть и были всемирно признанные звезды (Ирина Дворовенко, Наталья Мацак, Екатерина Кухар и т.д.), многие украинские любители балета сходятся во мнении, что такой, как Елена Филипьева, нет, и в обозримом будущем не предвидится...
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями!