Статьи
139 прочтений · 1 год назад
Балеты Мариинского театра. Путь до Гарварда. Часть 2.
"Ужасно громоздкая". Запись танца по методу Степанова: как все начиналось Деятельность этого "режиссера“ - самое мрачное явление в истории русского балета за первую четверть ХХ века Плохой актер, закулисный интриган, пустое место... Балеты Мариинского театра: путь до Гарварда. Часть 1. Итак, в услугах Николая Сергеева после истечения его контракта с "Сэдлерс-Уэллс" де Валуа более не нуждалась. Дж. Маршалл, которая танцевала в следующем месте работы Сергеева, труппе "Интернешнл Балле", с 1946 по 1949...
91 прочтение · 1 год назад
Балеты Мариинского театра: путь до Гарварда. Часть 1.
"Ужасно громоздкая". Запись танца по методу Степанова: как все начиналось Деятельность этого "режиссера“ - самое мрачное явление в истории русского балета за первую четверть ХХ века Плохой актер, закулисный интриган, пустое место... В 1918 году Николай Сергеев, захватив с собой несколько увесистых сундуков (в которых были не только собственно записи хореографии балетов репертуара Мариинского театра, но также фотографии, эскизы костюмов, декораций, музыкальные партитуры, клавиры, репетиторы), уехал из революционной России...
140 прочтений · 1 год назад
Не гоняйтесь за антиквариатом
Дабы немного отвлечься от темы нотаций, расскажу об одной оказии, которая случилась со мной не так давно. Те, кто следит за каналом продолжительное время, знает, что утверждение о том, что Пьерина Леньяни первой в мире начала крутить 32 фуэте, вызывает у меня сомнения (как мне кажется, вполне обоснованные). Но если не она, тогда кто? Периодические раскопки в этом направлении однажды вывели меня на балерину (опять же итальянскую) Марию Джури. Согласно свидетельству балерины Карлоты Замбелли, Джури...
119 прочтений · 1 год назад
Плохой актер, закулисный интриган, пустое место...
Продолжение цикла статей об истории и судьбе нотаций Степанова и коллекции Сергеева. "Ужасно громоздкая". Запись танца по методу Степанова: как все начиналось Деятельность этого "режиссера“ - самое мрачное явление в истории русского балета за первую четверть ХХ века Для некоторых исследователей обращение к личности режиссера Николая Сергеева - даже обязательный пункт при обосновании своего мнения насчет того, какова должна быть степень доверия к его материалам, содержащимся в Гарвардской коллекции...
207 прочтений · 1 год назад
Деятельность этого "режиссера“ - самое мрачное явление в истории русского балета за первую четверть ХХ века
Продолжение рассказа об истории хореографических записей по методу Степанова, начало - здесь. Несмотря на одобрение со стороны дирекции императорских театров и внедрение в систему образования в театральном училище, судьба метода Степанова в отношении того, для чего она была непосредственно придумана (т.е. запись балетов) складывалась так себе. При жизни самого автора было записано не так много - это балет Жюля Перро "Мечта художника" (записан в 1893 году) и "Волшебная флейта" Льва Иванова (тогда...
196 прочтений · 1 год назад
"Ужасно громоздкая". Запись танца по методу Степанова: как все начиналось
Началось все в 1889 году, когда Владимир Степанов, выпускник петербургского Театрального училища, четырьмя годами ранее поступивший в кордебалет Мариинского театра (в 1889-м произведен в корифеи), начал посещать курсы по антропологии и анатомии в Санкт-Петербургском университете, обучаясь у Фортунатова Алексея Михайловича. Изучение анатомии нужно было Степанову постольку, поскольку именно на ее основе покоилась разрабатываемая им система танца. Уже к началу 1891 года система Степанова была достаточно отшлифована, чтобы быть представленной для официальной демонстрации...
617 прочтений · 1 год назад
"В хореографическом мире Петербурга в настоящее время очень много говорят о новом открытии… Балет до сих пор не имел азбуки и единственным средством передавать те или другие телодвижения служила устная передача. Артист нашей балетной труппы задался целью восполнить этот пробел и изобрел способ записывания хореографических телодвижений. Г-н Степанов применил музыкальные знаки к передаче всех телодвижений. Чтобы достигнуть в совершенстве задуманного, г-н Степанов занялся предварительно антропологией у профессора Петри и изучал анатомию у прозектора Фортунатова. Теперь система вполне выработана и представлена в дирекцию театрального училища для получения привилегий. Г-н Степанов читал уже несколько лекций в театральном училище с большим успехом, и на днях его изобретение будет рассматриваться в особой конференции". Так было написано в "Петербургской газете" от 23 февраля 1891 года. Наверное, эту дату можно в каком-то смысле назвать отправной точкой истории так называемой хореографической нотации по методу Степанова, вокруг которой в последние 20 с лишним лет сломано столько копий. Сегодняшним постом открывается серия публикаций, посвященных как раз ей, хореографической нотации, разработанной артистом балета Мариинского театра конца 19 века Владимиром Степановым. Идея обращения к данной теме вызвана простым наблюдением: кажется, многие о что-то краем глаза (уха) читали (слышали) о нотациях Степанова, гарвардской коллекции записей Николая Сергеева, о моде последних двадцати с лишним лет на так называемые "реконструкции", и даже восстановление "аутентичных" постановок золотого века императорского балета времен Мариуса Петипа; однако, мало кто действительно вникает, что за этим стоит (что, в первую очередь, обусловлено ее крайней специфичностью). Что это такое, и с чем это едят... Между тем, обращение к записям Николая Сергеева (по методу Степанова) - это та реальность, в которой балетный мир живет уже с конца 1990-х годов. Это один из методов (в некоторых случаях превалирующий), с помощью которого сегодня в том числе ведутся постановки балетов, чьи названия уже давно стали классикой и брендом. Особенно эта мода сейчас распространена на Западе (в то время как в России она, особенно после ухода из жизни первопроходца в данной области Сергея Вихарева, несколько поутихла). Что из себя представляет система записи хореографии на основе метода, разработанного Владимиром Степановым? Как все начиналось, как развивалось, к чему пришло в наши дни? Попытаемся осветить все эти вопросы в течение нескольких статей.
118 прочтений · 1 год назад
Кто приговорил "Светлый ручей"?Загадки балетной истории. Часть 3.
Продолжаем обзор тайн балетной истории, открыть которые спустя время представляется весьма затруднительным. А были ли 32 фуэте? Загадки балетной истории. Часть 1. Почему Жизель закалывается, но остается в живых? Загадки балетной истории. Часть 2. 1. Успел ли Чайковский поучаствовать в успехе "Лебединого озера"? Первую постановку "Лебединого озера" 1877 года не принято считать успешной - слишком много было критики в адрес хореографии балетмейстера Рейзингера, да и сама музыка Чайковского многими была не понята...
673 прочтения · 1 год назад
О том, как балерина захотела стать королевой (и что из этого вышло)
Марго Фонтейн - танцовщица, с чьим именем связан расцвет английского балета, и просто невероятно популярная в 20 веке женщина. Обладая этой популярностью, имела она и солидные связи с сильными мира сего. Один из таких "сильных" - дипломат Роберто Ариас - стал ее счастьем и одновременно проклятьем (в общем, мужем). Их история любви - это отдельная тема, и сегодня не об этом. Единственное, что можно лишь упомянуть о том, что брак счастливым, по сути, не был. Из-за Ариаса Фонтейн пришлось пережить немало трудных минут в своей жизни...
216 прочтений · 1 год назад
Почему Жизель закалывается, но остается в живых? Загадки балетной истории. Часть 2.
Продолжение статьи, начало - здесь. 1. Жизель и шпага В результате метафоричного описания Теофилем Готье премьеры парижской "Жизели" многие поколения балетных историков оказались в тупике относительно причины, по которой умирала главная героиня изначально. Закалывала ли она себя шпагой Альберта, или причины были в ином (несчастная любовь, больное сердце и т.д.)? Из нижеследующих отрывков Готье непонятно. "Она бы упала на ее острие, если бы Альберт не отклонил его с быстротой, порожденной отчаянием...
84 прочтения · 1 год назад
Кто поставил "Жизель"? Послесловие
Итак, с "Жизелью" и Перро, на мой взгляд, более-менее все понятно, хотя эта ситуация все же требует дальнейших исследований. Часть 1, Часть 2, Часть 3 Поговорим о другом: о том, что стало поводом для довольно агрессивной атаки Ю. Яковлевой на двух балетоведов, которые уже не могут ответить. Чем руководствовались Юрий Слонимский и Серж Лифарь, когда начинали всю эту волну реабилитации Перро, а также Айвор Гест, который эту волну поддержал? Вот каковы мои мысли. С одной стороны, понятно чем. По-моему,...
46 прочтений · 1 год назад
О том, насколько стоит доверять платежным документам, а также об исторической справедливости
Продолжаем выяснять обстоятельства дела "Перро - хореограф "Жизели", а также пытаемся понять, насколько права Ю. Яковлева, утверждающая, что Перро в этом деле - лишь "хореограф-призрак". Часть 1 Часть 2 * Свидетельство Ю. Яковлевой Почему ее? Потому что она первая, кто к нему обратился, и обратился с тем, чтобы еще убедительней показать - Перро к "Жизели" отношения не имеет. "Имени Перро не было на афишах «Жизели». Нет его и в платежных документах парижской Опера, ныне хранящихся в Национальной библиотеке", пишет Ю...