Найти тему

Как принимаемые вами решения влияют на вашу жизнь?

Зачастую, принимая важные или не очень решения, мы не сильно задумываемся о том, как они будут влиять на нашу жизнь в дальнейшем. Но пожалуйста, задумайтесь об этом и примите во внимание закон Мерфи: если есть шанс, что неприятность произойдёт - она обязательно произойдёт.

Мой друг Юра захотел купить скутер. Денег на покупку он хотел выделить по принципу "чем меньше - тем лучше" и ограничиться 15-20 тысячами рублей. Конечно, скутер должен быть б/у. Поскольку дело происходило в январе, цены на подобную технику находились не на пике, и в данный бюджет вполне можно было купить японский скутер - Honda или Suzuki. И такие объявления были, я находил их на популярном сервисе бесплатных объявлений. Выбор был как минимум из десятка моделей, все в хорошем состоянии.

Но Юра принял решение, довольно спонтанное, купить первый попавшийся на глаза скутер, только бы у него был минимальный пробег и максимально свежий год выпуска. И купил первого "китайца", которого посмотрел, всего за 15 тысяч рублей. Я так и не понял, что это была за марка и модель, на пластике красовалось слово City и некий набор букв и множества цифр. Скутер также привлек наличием 4-тактного двигателя (не нужно доливать масло в маслобак), 12 дюймовыми колёсами вместо стандартных для японских моделей 10 дюймовых. Формально он относился к классу "мопедов с двигателем до 50 куб. см." и для управления им достаточно было водительского удостоверения категории В.

наши с Юрой скутеры в день покупки моей Сузуки, она слева.
наши с Юрой скутеры в день покупки моей Сузуки, она слева.

В самом начале эксплуатации скутер радовал низким расходом топлива - около 2,5 литров на 100 км.

Однако очень скоро этот мопед огорчил отсутствием некоторых запасных частей: проломленное сиденье нельзя было заменить на новое или б/у, т.к. их было не найти, очень дорого стоили шины размера 12 дюймов, сильно дороже 10 дюймовых. Юра продолжает ездить на сильно изношенной старой резине, одно из колёс полностью спускает раз в 3 дня. Также никто не продает пластиковый обвес на эту модель мопеда.

Далее его мопед потребовал очень частых и весьма серьёзных ремонтов: раз в 1,5-2 месяца требовал переборки двигатель, несколько раз за год рвался ремень вариатора, несколько раз разваливалась крышка вариатора (а она стоит 1500 или её можно заварить за 1000, но хватает что новой, что заваренной буквально на неделю), треснула рама, сгорела электрика - за одну секунду вся: все переключатели, реле, замок зажигания, звуковой сигнал, аккумулятор. Юра научился разбирать мопед чуть ли не с закрытыми глазами и делал это никак не реже 1 раза в неделю. Ситуацию сильно осложняло экстремально низкое качество запасных частей китайского производства. Торговые организации закупают самые дешевые запчасти, которые оказываются очень некачественными. Крышки вариатора были, очевидно завезены партией, 3 или 4 штуки стоили по 1500 рублей каждая и ломались через 2-3 дня после установки. Ремни вариатора рвались на следующий день после установки. С новым карбюратором, купленным за 2000, наотрез отказался заводиться мотор, причина осталась невыясненной, в магазине товар отказались принять обратно, поскольку карбюратор потерял свой вид в процессе установки. Сгоревшая электрика пробила настоящую брешь в бюджете: аккумулятор 2500, замок зажигания 800, блок "поворотников", переключатель света, кнопка включения звукового сигнала - все по 800, сам звуковой сигнал 800, стартер и генератор - по 1500 каждый, лампочки и предохранитель еще на 300 рублей. Сбой электрики (вызванный конструктивным дефектом) обошелся без малого в 10 тысяч рублей на покупку запчастей, а также неделю пропущенной работы (7 дней по 1500 рублей), итого 20 тысяч рублей - это на 5 тысяч рублей больше цены самого мопеда!

Учитывая что данный мопед был приобретён для работы (курьером), его эксплуатация обошлась дороже, чем если бы Юра ездил на автомобиле - это только с учетом ремонта. Еще сюда нужно добавить недополученную зарплату за те дни, когда Юра был вынужден ремонтировать мопед вместо работы, а их было непозволительно много. И штрафы, которые он получил за пропуски и досрочные завершения рабочих смен, а так же за не доставленные заказы. Если все это посчитать (учет никто не ведёт, поэтому на практике это не возможно), мопед вышел просто "золотым".

Мой пример: через 4 месяца после Юры, мопед себе приобрёл я. Я рассматривал только японскую технику и смог найти Suzuki Sepia 2003 года выпуска всего за 15 тысяч рублей (столько же стоил юрин). Он требовал вложений, но на "японца" есть множество запчастей, как китайских, так и японских, хорошего качества. А 10 дюймовые шины продаются даже в простом хозяйственном магазине по очень невысокой цене.

Моя Сузуки за работой, лето 2020.
Моя Сузуки за работой, лето 2020.

Кроме того, я не стал ремонтировать мопед сам, а отдал его в мастерскую, которая занимается ремонтом и обслуживанием японских скутеров. Новые шины, сайлентблоки, карбюратор, свеча и катушка зажигания, бронепровод вместе с работой обошлись мне в 7500 рублей. Других затрат мопед не требовал и не требует до сих пор, при схожем режиме эксплуатации - я также интенсивно тружусь в доставке. Конечно, двухтактный двигатель расходует чуть больше бензина и дополнительно он расходует масло - но это примерно на 50 рублей за смену больше, чем расход бензина у Юры, кроме того, я заправляю только 95й бензин, а Юра - только 92й, он дешевле. За 9 месяцев эксплуатации моего скутера, я не пропустил ни одной минуты рабочей смены, на ремонт потратил 100 рублей - заменил лампочку. И всё! Мопед бегает исправно, трудится почти каждый день вместе со мной и в жару, и в мороз, и в дождь. Его сиденье выглядит как новое, несмотря на то, что оно родное, еще 2003 года. Пластик имеет пару царапинок, но в целом комплектный и выглядит не хуже нового. То есть даже при желании потратить деньги на мопед - мне не на что их тратить! Также она пару дней я дал свой мопед Юре, чтобы он мог не получить штраф за пропуск работы и подзаработать денег, когда у меня были выходные.

А ведь в момент принятия решения мы были практически в равных условиях, и даже Юра располагал большими сбережениями (он мог в момент покупки потратить до 60 тысяч, у меня было только 30). Но в итоге он сделал неправильный выбор и приобрёл себе головную боль и потратил много денег.

Почему я считаю, что данное решение оказало влияние на жизнь? Кроме трат денег, Юра потратил огромное количество времени. Даже если бы он не работал в эти дни, он мог бы не тратить свое время на поиск неисправностей и методов ремонта мопеда, а на получение образования, и за год он вполне мог бы овладеть новой специальностью. Или сделать значимые шаги в этом направлении. История юриного мопеда очень скоро закончится на свалке, а сам Юра так и продолжит свою работу в доставке, только на арендованном мопеде. Год жизни был потрачен впустую, полученный навык ремонта китайского скутера нигде не пригодится: арендный скутер будет обслуживать его собственник, а сам Юра не планирует менять работу и устраиваться в мастерскую.

А вы теперь подумайте, вы довольно часто совершаете решения, чаще - мелкие, посмотреть Ютуб или почитать полезную литературу? Купить китайский телефон подешевле или корейский подороже? Но среди решений могут быть и крупные - покупка автомобиля, квартиры... получение образования. Уделите больше времени на принятие решения, сделайте мозговой штурм, выпишите и обдумайте все возможные варианты развития событий и ваши риски. Нет никакой радости становиться мастером по ремонту китайских поделок, нести прямые или косвенные убытки. Или много лет страдать на нелюбимой работе, на которую привел вас полученный диплом...

Иногда решения, которые позволят сэкономить деньги и время, могут быть контринтуитивны: заплатить за квалифицированную работу, вместо того, чтобы сделать самому; купить более дорогую вещь, принимая во внимание её возможное более высокое качество; купить что-то более старое, но хорошо сделанное и проверенное временем.

Вы задумывались об этом?