Несколько лет назад, а точнее в 2011 году я увлеклась утюжной энкаустикой. Что такое энкаустика я знала немного. Только о Фаюмских портретах (погребальных портретах) и то вскользь. Которые были найдены в 1887 году британской экспедицией в Фаюмском оазисе (на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами, а открыты еще раньше - открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений. Позже их находили и в других местах, но название так и осталось - Фаюмские портреты. Все они были выполнены в технике Энкаустика- искусство выжигания. Эта техника подразумевает роспись на доске или на холсте горячими восковыми красками ( воск с добавлением красящего пигмента). Наносилась такая краска разной величины кистями и каустерием ( разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце) на устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис. Работать нужно было скоро потому, что воск застывает быстро и исправить, что-либо очень трудно.
Кто еще не знает, что такое Фаюмские портреты, то в интернете есть много статей на эту тему и фотографии портретов из музеев.
Но современная или утюжная энкаустика отличается от той, древней. Во- первых, выполняется она на мелованном картоне, а не на деревянных досках, во- вторых из красок используются восковые мелки, обычные детские у нас в России и специально изготовленные для современной энкаустики в Европе. В качестве нагревателя этих мелков применяется обычный утюг. Можно использовать паяльник, только небольшой мощности, для прорисовки тонких элементов. В наше время этой техникой увлекается много людей, и даже не художников. Особенно этот вид живописи популярен на Западе, там и специальные краски, и утюги, и каутерий (особый вид паяльника с различными насадками для рисования). Вот и я решила попробовать. А как же иначе, мне все новое интересно. Для этого мне потребовались восковые мелки, мелованный картон и утюг. Да, да именно маленький дорожный утюг еще советский. Вооружившись этим самым утюгом, мелованным картоном и восковыми мелками, я начала творить. У меня как дополнительный инструмент - паяльник для приклеивания страз. Ну и натворила.
Первые картинки были смешные и даже страшные. Но я же только училась. Вот первая.
Сейчас даже смешно смотреть. Но тогда я очень гордилась своими достижениями. Рисовала днем и ночью. Могла встать в 3 часа ночи и включить утюг, а затем утюжить, утюжить. Именно так я это называла. Могла лечь спать под утро, а утром хвастаться мужу своими "произведениями". Но не рисовать, а вернее не утюжить я уже не могла.
Вторая картинка получилась удачнее. Правда потом я ее доработала немного, но фото нет доработанной. От этого водопада я была в полном восторге.
Потом эта появилась на свет.
Я уже начала понимать принцип работы и картинки стали лучше. А самое главное я стала замечать красоту вокруг себя. Раньше как-то бежишь и ничего вокруг не видишь. А тут и небо голубое такое красивое, и закат, и рассвет, а там дерево красивое растет, тут травинка, цветочек. И как говорится Остапа понесло. Картинки вылетали из под утюга как горячие пирожки. Но никогда не получалось то, что было задумано. Утюг каким-то удивительным образом рушил все мои замыслы и рисовал то, что считал нужным. Мне оставалось только немного, где-то подправить или все размазать если не нравится и выбросить этот кусок картона. Вот одна из таких неудачных попыток. Но почему-то рука не поднялась ее выбросить. Есть в ней что-то загадочное и даже мистическое на мой взгляд.
Чем интересна эта техника, что когда отрываешь утюг от картона, то на нем остаются то травка, то овраг, то еще какое-нибудь чудо. А дальше фантазия начинает работать в бешенном темпе и таакое творится, что диву даешься как это может быть.
В общем вот первые мои работы.
Вот как-то так получались мои картинки.
Продолжение следует.