Повышение потребительского налога в Японии с 1 октября с 8% до 10% (некоторые детали описаны в этом обзоре) породило определённые сложности, связанные с двумя мерами, призванными уменьшить возрастающую налоговую нагрузку на потребителя.
Первая – введение пониженной ставки на продукты питания (8%).
Вторая – введение своего рода «кэшбэка от государства», системы возврата определённого процента в виде баллов при безналичных расчётах. С помощью этой меры правительство Японии попутно надеется стимулировать распространение безналичных расчётов: в этой сфере Япония пока ещё значительно отстаёт.
Первая мера доставила неудобства в первую очередь бизнесу, поскольку создала необходимость работать сразу с двумя ставками.
Второй мера привела к некоторому обострению конкуренции, особенно потому, что крупные предприятия не попали под действие системы возврата баллов и теперь вынуждены прилагать дополнительные усилия в борьбе за клиента.
А ещё эта мера вызвала неоднозначную реакцию у потребителей. С одной стороны, умелое пользование безналичными расчётами при системе возврата баллов фактически позволяет значительно снизить, а иногда – даже и «обнулить» налоговую ставку. С другой стороны, для многих людей старшего поколения всё это выглядит сложным и хлопотным, да и к использованию безналичных расчётов многие из них не готовы – привыкли доверять наличным деньгам. Другими словами, «кэшбэк от государства» для них в такой ситуации недоступен.
Впрочем, один из ключевых министров, отвечающий за деньги, выразил надежду на то, что, несмотря на все сложности, японская «способность считать» позволит всему войти в нормальное русло…
Видеосюжет японской телевизионной ANN (семь с половиной минут) от 01.10.2019, с парой эпизодов начальной неразберихи в крупных сетях, наглядным показом разнообразия фактически возникающих ставок потребительского налога, плюсами и минусами использования безналичных расчётов для снижения налоговой, а также с оптимистичным комментарием министра финансов Японии относительно умения японцев считать
Город Ямагата
«Рекомендацией сегодняшнего дня» в этой идзакая* в городе Ямагата почему-то стало «повышение потребительского налога на 2%».
*Японский паб
И вот, момент настал…
Сразу после полуночи
0:15
Владелец заведения: «Вот так буду делать. Другого способа нет».
Кассовый аппарат, способный работать после повышения налога, не успели подвезти.
Владелец заведения сразу же принимается за подсчёт на калькуляторе…
Владелец: «Надо нажать кнопку «проценты»? О! Получилось 11.000 иен!». (около 6.600 рублей)
Клиент: «1.100 иен!» (около 660 рублей)
Очередное повышение потребительского налога, произошедшее через пять с половиной лет после предыдущего, вызвало повсеместно замешательство…
«Снижение» налога из-за сбоев
0:55
Префектура Фукуока
В сети кайтен-дзуси* Sushiro произошло вот что…
*Кайтэн-дзуси – суши-карусель, или конвейерный суши-ресторан, где места посетителей расположены возле ленточного конвейера, с которого посетитель, из «проезжающего» мимо разнообразия, сам забирает тарелки с понравившимися суши, десертами и другими блюдами. Цена на каждую такую тарелку зависит от её раскраски. После окончания трапезы производится подсчёт тарелок и вычисление итоговой суммы.
Посетитель: «Ноль процентов. Только сейчас заметил».
Ставка потребительского налога, указанная в чеке, составляет 0%.
В 197 заведениях этой сети возникли сбои в системе, и там не только не произошло увеличение налога, а вообще возникла беспошлинная ситуация. Устранить сбои в сети надеялись к следующему дню…
Посетитель: «Получается, что, наоборот, выгоднее сходить сегодня».
Вопрос корреспондента: «А сколько тарелок Вы съели».
Посетитель: «Сегодня – 45 тарелок*».
*Порция, расположенная на одной тарелке, как правило, состоит из двух суши.
1:35
В MINISTOP, крупной сети небольших магазинов шаговой доступности формата convenience store (именуемого в Японии «комбини») тоже возникла ошибка: товары, которые надо продавать со ставкой потребительского налога в 10%, продавались со ставкой в 8%.
Похоже, что сбои, связанные со ставками налога, некоторое время будут продолжаться.
Две ставки, но по факту - пять
1:50
Токио, административный район Синагава, 1 октября, 19 часов
«С этого дня существуют ставки потребительского налога не только 10% и 8%. Благодаря возврату определённого процента от уплаченной суммы в виде баллов при безналичных расчётах, возникает одновременное наличие сразу нескольких ставок налога».
2:03
Наглядное пояснение применения ставок налога
Картинка слева – магазин, представляющий малый или средний бизнес.
Картинка в центре – магазин шаговой доступности формата convenience store, работающий по франшизе.
Картинка справа – супермаркет или универмаг, представляющий крупный бизнес.
На картинках в нижнем ряду схематично представлены продукты питания со ставкой налога 8% и товары повседневного спроса со ставкой налога 10%.
В первую очередь, существуют две ставки налога – 10% и уменьшенная ставка 8%.
2:14
А теперь взглянем на фактически возникающие налоговые ставки при осуществлении безналичных расчётов
В результате возврата в виде баллов, происходит следующее.
В магазине малого или среднего бизнеса происходит уменьшение на 5%.
В магазине, работающем по франшизе от крупной сети формата convenience store – уменьшение на 2%.
2:25
То есть, по факту возникают следующие ставки налога:
3%
5%
6%
8%
10%
Эти пять фактических вариантов ставок налога существуют одновременно.
2:37
Токио, административный район Тосима-ку, торговый квартал у железнодорожной станции Сугамо, 1 октября, 14 часов
Женщина 70-ти лет: «Пять вариантов ставок? Совершенно невозможно запомнить. Если о нас речь. Безналичный расчёт – это для нашего поколения немного непонятно».
Женщина 70-ти лет: «Завидую, но пользоваться не буду, наверное. На самом деле, не успеваю за эпохой».
3:00
Токио, административный район Синагава, 1 октября, 19 часов
Ну а если взглянуть на ситуацию глазами человека, использующего систему возврата баллов?
Покупка с фактической ставкой налога в 6%.
«Указанная сумма является объектом действия системы возврата в виде баллов при безналичном расчёте, и получается что-то вроде скидки».
3:08
Покупательница: «Дешевле получается. Чем обычно. Это радует».
3:15
Покупатель: «Получилось на 12 иен дешевле, чем обычно, чем до повышения налога. Что касается продуктов питания, то никакого повышения налога не чувствуется».
3:27
Токио, квартал Сугамо, 1 октября, 15 часов
А при дальнейшем общении с людьми выяснилось и такое…
Покупка с фактической ставкой налога в 3%.
Покупательница: «Возврат баллов – в размере 5%. Так? Я купила продукты питания, а это 8%, поэтому получается, что можно купить при 3%?»
Корреспондент: «Можно купить при ставке потребительского налога в 3%?»
Покупательница: «Ну, получается, что так…»
3:50
Эта женщина на сумму 3.000 иен (около 1.800 рублей) купила приправы для приготовления блюда отядзукэ, подпадающие под уменьшенную ставку налога.
Из ставки налога в 8% отнимаем возврат в виде баллов в размере 5% - и потребительский налог составил фактически 3%.
3:59
Кадры апреля 1989 года
А что такое 3%?
Это ставка потребительского налога, введённая в 1-м году эпохи Хэйсэй (в 1989 году), когда премьер-министром был ТАКЭСИТА Нобору.
4:08
Вопрос корреспондента: «А как с ощущением того, что налог повысился?»
Покупательница: «Честно говоря, на момент сегодняшнего дня – ещё не очень понятно».
4:21
Токио, административный район Сэтагая-ку, 1 октября, 18 часов
Это мистер КИКУТИ (43 года), который умело пользуется платёжными картами в количестве более чем 120 штук. Он говорит, что бывают ситуации, когда потребительский фактически составляет 0%.
Пройдёмся вместе с ним за покупками…
Он купил в кафе один бейгл, и возврат в виде баллов от государства составил 5%. Кроме того, в данном случае была ещё предусмотрена скидка в 5% от компании, обслуживающей безналичные платежи.
«Потребительского налога нет».
Мистер КИКУЧИ, умелый пользователь «безнала»: «Если смотреть по факту, то можно сделать выгодную покупку, без налога. Думаю, что борьба акций, проводимых безналичными платёжными системами, будет продолжаться. Запросто будет происходить возврат и 10%, и 20%, и если это на полную мощность не использовать, то, думаю, неравенство будет расти и расти».
Финансирование программы по возврату баллов в объёме 280 миллиардов иен (около 168 миллиардов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен) обеспечивается за счёт государственного бюджета. Другими словами, из налоговых поступлений.
5:31
Город Осака, 1 октября, 11 утра
Женщина: «Я думаю, что это несправедливо. Широко рекламируется, что «это выгодно», но я думаю, что очень мало людей сможет воспользоваться этим благом».
5:41
Город Тоттори, 1 октября, 14 часов
Возможно, теперь возникнет неравенство между регионами.
В префектуре Тоттори, согласно результатам исследования японской Ассоциации продвижения безналичных расчётов*, количество заведений торговли, способных пользоваться системой возврата в виде баллов – наименьшее из всех префектур страны.
*В состав Ассоциации продвижения безналичных расчётов (англоязычное наименование - Payments Japan Association) входят предприятия, профессиональные общественные организации и отраслевые ассоциации, а также региональные местные власти уровней префектур и муниципалитетов. Целью Ассоциации является содействие распространению безналичных платежей в Японии с позиции нейтрального подхода ко всем участникам рынка на основе взаимодействия власти, бизнеса и науки. Ассоциация создана в 2018 году по инициативе Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, которое провозгласило цель довести долю безналичных расчётов в стране до 40% к 2025 году. По данным за 2016 год, доля безналичных платежей в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств в Японии составляет 19,9%, что является значительным отставанием от Южной Кореи (96,4%), Великобритании (68,6%), Китая (65,8%), Австралии (58,2%), Канады (56,3%), Швеции (51,5%), США (46,0%), Франции (40,7%) и Индии (34,8%). Позади Японии в этом рейтинге находится только Германия (15,6%). (Информация взята с сайта Payments Japan Association)
Жительница города Тоттори: «Такие мудрёные вещи в таком возрасте – это невозможно. Эти хлопоты абсолютно не нужны. Лучше наличные деньги».
6:09
Город Тоттори, 1 октября, 14 часов
Почему в этой аптеке не вводят безналичный расчёт?
Представитель аптеки: «Ну, естественно, расходы на оплату комиссионных. Всё-таки с наличными деньгами работать спокойнее, да и среди клиентов – вот только что был человек, бытует мнение – «если платить картой, то непонятно, сколько потрачено».
А в крупных сетях, где не существует системы возврата в виде баллов, стараются удержать клиента,…
6:27
Город Тиба, 1 октября, 11:30 утра
…увеличивая содержимое упаковки товара…
6:35
Город Осака, 1 октября, 11 утра
…или проводя акции по скидкам в 10%, эквивалентным размеру потребительского налога.
Считается, что предыдущем повышении потребительского налога до 8% нагрузка на бюджеты домохозяйств в совокупности возросла аж на 8 триллионов иен (4,8 триллионов рублей по курсу 60 рублей за 100 иен).
По подсчётам правительства, в этот раз, принимая во внимание и наличие уменьшенной ставки налога, увеличение нагрузки на бюджеты домохозяйств должно составить не более 2 триллионов иен (1,2 триллиона рублей по курсу 60 рублей за 100 иен).
Кроме того, правительство Японии выдвинуло в этом финансовом году меры по смягчению последствий повышения потребительского налога, на которые предусмотрено финансирование в объёме 2,3 триллиона иен (1,38 триллиона рублей по курсу 60 рублей за 100 иен).
7:10
1 октября, 10:30 утра
АСО Таро, министр финансов Японии: «Глядя на разговоры про уменьшенную ставку налога и по другим темам, в течение какого-то времени, возможно, вероятность путаницы нельзя исключать. Однако, в случае Японии, национальный характер, похоже, таков, что способность считать является высокой. И в этом смысле я надеюсь, что всё сможет пойти нормально».