Театр начинается с вешалки, а книга с пролога. Однако если вспомнить прочитанное, то обнаруживается, что у многих книг пролога нет, и они от этого вроде бы ничего не теряют. А в некоторых произведениях современных авторов пролог и вовсе вызывает недоумение. Зачем он? Только чтобы был? В качестве пролога даже иногда используют куски текста, вырванные из середины, а потом их слово в слово повторяют уже там, где положено по сюжету.
Поэтому, я думаю, с прологом и его необходимостью стоит разобраться.
Что такое пролог
Если перевести с латыни слово prologos, то получится «предисловие». Но предисловие в книге – это совсем другое, даже пишет его не автор, а, например, критик или журналист. В предисловии рассказывается об истории создания книги, о творчестве и других произведениях писателя, и не всякий современный автор предисловие заслужил.
А вот пролог пишет сам писатель, и его цель – подготовить читателя к пониманию основного текста. Что может быть в прологе?
- Предыстория событий, о которых рассказывается в книге.
- История главного героя, характеристика исторической эпохи или особенности мира, созданного писателем.
- Философские рассуждения, связанные с главными проблемами произведения.
Но это классический подход к прологу. Сейчас отношение к этой части текста несколько изменилось в связи с тем, что пролог стал выполнять еще одну функцию. И она часто ставится на первый план.
Зачем нужен пролог
Изначально функцией пролога была, как уже сказано, подготовка читателя к восприятию текста. Попросту – чтобы было понятнее. Если же предварительные разъяснения не нужны, то и пролог тоже не требовался.
Но сейчас у пролога появилась еще одна функция – рекламная. Он стал использоваться для привлечения внимания читателей и создания у них потребности читать книгу дальше. А философскими размышлениями и скучными описаниями исторических событий сложно привлечь внимание современных читателей.
Поэтому автор старается написать пролог так, чтобы создать интригу, загадку, тайну, которую бы захотел разгадать читатель. Само по себе это неплохо – и для писателя полезно, и для читателя интересно. Только не у всех такой прием получается. Интригу, обозначенную в прологе, в основном тексте развить и интересно раскрутить не всегда удается. И тайна часто оказывается пустышкой или вообще не имеет отношения к сюжету.
А это, как ни крути, обман читательских ожиданий. Книга, возможно, и будет дочитана в надежде на обещанную тайну, но больше в сторону этого автора читатель не взглянет.
Еще одна уловка
Современные писатели знают, что начало книги должно быть «забойным», увлекательным и динамичным. Об этом на всех курсах говорят и во всех пособиях для писателей пишут. Да, должно. Это поможет увлечь читателя, заставит его втянуться в текст, да и, вообще, так интереснее.
Но не всегда получается. Часто бывает, что нет в начале никакой динамики. Герои не вовлечены еще в круговорот событий, интрига не закручена, враги себя не обозначили. Откуда взяться экшену?
Можно, конечно, придумать какую-то сцену, смысл, которой раскроется потом, или взять что-то из прошлого героя. Но автор поступает проще, не утруждая свои мозги излишней работой. Он берет самую «забойную» или «горячую» сцену из середины книги и вставляет ее вместо пролога.
Отношение к такому изобретательству у меня противоречивое. Ну, да, интерес это привлечет, а вместе с интересом и недоумение читателей. Причем два раза. Первый раз, года человек, читая книгу, пытается понять, как крутой и продвинутый герой опять стал серой мышью. А второй раз, когда неожиданно в середине книги наткнется на уже прочитанный кусок.
На мой взгляд, пролог нужен в книге, если он действительно нужен (вот такая тавтология). То есть требуется рассказать о том, что в книгу не вошло, но сюжет без этого непонятен. В ином случае без пролога можно обойтись. И начать книгу сразу с какой-то интересной, интригующей сцены. В начале таких нет? Ну, так вы же писатель, автор, творец. Все в ваших руках – постройте сюжет так, чтобы что-то завлекающее в начале было.
До скорой встречи, мои читатели. Вы не перестаете меня радовать и удивлять своими комментариями. Оказывается, самые популярные статьи об ошибках, особенно банальных. Их больше всего читают. Вот засада! А писать я об этом совсем не хочу.