Найти тему

Зачем в книге пролог

Театр начинается с вешалки, а книга с пролога. Однако если вспомнить прочитанное, то обнаруживается, что у многих книг пролога нет, и они от этого вроде бы ничего не теряют. А в некоторых произведениях современных авторов пролог и вовсе вызывает недоумение. Зачем он? Только чтобы был? В качестве пролога даже иногда используют куски текста, вырванные из середины, а потом их слово в слово повторяют уже там, где положено по сюжету.

Поэтому, я думаю, с прологом и его необходимостью стоит разобраться.

Что такое пролог

Если перевести с латыни слово prologos, то получится «предисловие». Но предисловие в книге – это совсем другое, даже пишет его не автор, а, например, критик или журналист. В предисловии рассказывается об истории создания книги, о творчестве и других произведениях писателя, и не всякий современный автор предисловие заслужил.

А вот пролог пишет сам писатель, и его цель – подготовить читателя к пониманию основного текста. Что может быть в прологе?

  • Предыстория событий, о которых рассказывается в книге.
  • История главного героя, характеристика исторической эпохи или особенности мира, созданного писателем.
  • Философские рассуждения, связанные с главными проблемами произведения.

Но это классический подход к прологу. Сейчас отношение к этой части текста несколько изменилось в связи с тем, что пролог стал выполнять еще одну функцию. И она часто ставится на первый план.

"В библиотеке" Художник Джон Артур Ломакс (XIX век)
"В библиотеке" Художник Джон Артур Ломакс (XIX век)

Зачем нужен пролог

Изначально функцией пролога была, как уже сказано, подготовка читателя к восприятию текста. Попросту – чтобы было понятнее. Если же предварительные разъяснения не нужны, то и пролог тоже не требовался.

Но сейчас у пролога появилась еще одна функция – рекламная. Он стал использоваться для привлечения внимания читателей и создания у них потребности читать книгу дальше. А философскими размышлениями и скучными описаниями исторических событий сложно привлечь внимание современных читателей.

Поэтому автор старается написать пролог так, чтобы создать интригу, загадку, тайну, которую бы захотел разгадать читатель. Само по себе это неплохо – и для писателя полезно, и для читателя интересно. Только не у всех такой прием получается. Интригу, обозначенную в прологе, в основном тексте развить и интересно раскрутить не всегда удается. И тайна часто оказывается пустышкой или вообще не имеет отношения к сюжету.

А это, как ни крути, обман читательских ожиданий. Книга, возможно, и будет дочитана в надежде на обещанную тайну, но больше в сторону этого автора читатель не взглянет.

Просто мудрая сова с мудрыми книгами из Яндекс-картинок.
Просто мудрая сова с мудрыми книгами из Яндекс-картинок.

Еще одна уловка

Современные писатели знают, что начало книги должно быть «забойным», увлекательным и динамичным. Об этом на всех курсах говорят и во всех пособиях для писателей пишут. Да, должно. Это поможет увлечь читателя, заставит его втянуться в текст, да и, вообще, так интереснее.

Но не всегда получается. Часто бывает, что нет в начале никакой динамики. Герои не вовлечены еще в круговорот событий, интрига не закручена, враги себя не обозначили. Откуда взяться экшену?

Можно, конечно, придумать какую-то сцену, смысл, которой раскроется потом, или взять что-то из прошлого героя. Но автор поступает проще, не утруждая свои мозги излишней работой. Он берет самую «забойную» или «горячую» сцену из середины книги и вставляет ее вместо пролога.

Отношение к такому изобретательству у меня противоречивое. Ну, да, интерес это привлечет, а вместе с интересом и недоумение читателей. Причем два раза. Первый раз, года человек, читая книгу, пытается понять, как крутой и продвинутый герой опять стал серой мышью. А второй раз, когда неожиданно в середине книги наткнется на уже прочитанный кусок.

На мой взгляд, пролог нужен в книге, если он действительно нужен (вот такая тавтология). То есть требуется рассказать о том, что в книгу не вошло, но сюжет без этого непонятен. В ином случае без пролога можно обойтись. И начать книгу сразу с какой-то интересной, интригующей сцены. В начале таких нет? Ну, так вы же писатель, автор, творец. Все в ваших руках – постройте сюжет так, чтобы что-то завлекающее в начале было.

До скорой встречи, мои читатели. Вы не перестаете меня радовать и удивлять своими комментариями. Оказывается, самые популярные статьи об ошибках, особенно банальных. Их больше всего читают. Вот засада! А писать я об этом совсем не хочу.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц