Найти тему
Деньги там (Маниз.ру)

Как банки в одностороннем порядке меняют условия своих программ лояльности

Оглавление

С 1.10.2019 года банк ВТБ поменял правила своей бонусной программы. Основное изменение заключается в том, что теперь накопленные клиентом бонусы сгорают через год после начисления (ранее баллы были бессрочными и не сгорали никогда). С 1 октября участникам бонусной программы стали доступны только те бонусы, которые они накопили в течение последнего года. Баллы, полученные ранее, банк списал, как будто их и не было. В результате некоторые клиенты этой финансовой организации потеряли от 70 до 140 тысяч миль (читай — рублей, на которые можно было приобрести товары или услуги).

Имеет ли право банк радикально поменять условия своей бонусной программы

Цель программы лояльности любой коммерческой организации — привлечь новых и удержать старых клиентов. Каждая компания может разработать такие условия бонусной программы, какие ей покажутся выгодными. Также в любой момент коммерческая организация может изменить условия своего проекта по формированию лояльности покупателей. Банк ВТБ в этом смысле не исключение.

-2

В официальных «Правилах программ лояльности Банка ВТБ (ПАО)» есть раздел «Порядок установления новой редакции Правил и Тарифов Банка». В этом разделе говорится буквально следующее: «Банк вправе вносить изменения в Правила… Предварительное раскрытие информации о внесении изменений…Правил… осуществляется Банком не менее чем за 5 (пять) календарных дней до вступления в силу изменений… Банк с целью ознакомления Участников… с изменениями… размещает их… на корпоративном интернет-сайте».

То есть, чтобы новые правила вступили в силу, достаточно их опубликовать на сайте банка за 5 дней до изменений. Так что внесение любых (даже самых радикальных) корректив в программу лояльности вполне законно.

-3

Чем же недовольны клиенты ВТБ

Сведения, приведенные ниже, мы почерпнули из многочисленных отзывов клиентов банка, оставленных в интернете. Как проходил переход к новым правилам бонусной программы ВТБ?

Сотрудники этого банка начали предупреждать своих клиентов о том, что накопленные ими мили могут сгореть 1 октября 2019 года, начиная с 23 сентября. То есть с некоторым опережением графика.

Здесь надо сказать, что многие клиенты выбирали ВТБ именно по той причине, что баллы, накопленные ими за покупки, не сгорали. В этом банке была хорошо развита программа «Привилегия». Многие клиенты с высоким уровнем дохода совершали покупки по Мультикарте в России и за границей. Некоторые участники программы копили себе мили, начиная с 2016 годы. Судя по отзывам, за 3 года некоторым из них удалось скопить от 70 до 147 тысяч бонусов. Данные мили люди рассчитывали потратить, скажем, в 2020 году во время семейного отпуска. На бонусы можно было купить авиабилеты или забронировать отели.

-4

Когда менеджеры ВТБ сообщили своим клиентам, что их мили могут сгореть, те массово начали обменивать мили на нужные им покупки. И тут клиенты этого банка столкнулись с неожиданными трудностями.

Например, сервис по поиску авиабилетов за мили в бонусной программе перестал работать уже 25 октября. Позднее поисковик заработал, но приобрести билеты стало возможным только на оставшиеся месяцы 2019 года. А те клиенты, которых устроили предложенные банком даты, столкнулись с еще одной проблемой: милями стало возможным оплатить только 50% стоимости покупки. До этого подобного ограничения не существовало.

В конце сентября на сайте сервиса неожиданно исчезла возможность обменять мили на сертификаты популярных торговых сетей и магазинов (Лента, Перекресток, Ozon и т.п.). Ранее эта услуга была очень востребована.

-5

Некоторые клиенты попытались купить на накопленные бонусы товары у партнеров ВТБ. Однако первое время сервис висел, и сделать покупку было невозможно по техническим причинам. Когда же сервис заработал, цены на размещенные на нем товары выросли на 30-50%. Недовольные люди приводят в интернете такие цифры для сравнения: за деньги iPhone напрямую у партнера ВТБ (в магазине Холодильник) можно приобрести за 55 000 рублей, за мили на сервисе банка — по цене 85 000. Телевизор за 12 тысяч миль за один день подорожал до 18 тысяч. Одним покупателем в корзину были помещены беспроводные наушники по цене 2 790 миль. Приобрести их сразу не получилось из-за технического сбоя. После устранения неполадок товар стал стоить 4 185 миль.

И если с правомерностью изменения правил программы лояльности вопросов не возникает, то подобное отношение к клиентам вызывает массу вопросов. Вы хотите в последний момент потратить свои мили на билеты? Тогда вам придется доплатить за это свои собственные деньги. У вас еще остались бонусы? Вы можете обменять их у нас на товары по цене на 30-50% выше рыночной.

-6

В ответ на претензии клиентов о том, что накопленные бонусы невозможно потратить на нужные товары, сотрудники банка отвечали: сервисы сейчас перегружены и плохо работают из-за чрезмерно большого наплыва желающих. Когда работоспособность электронных сервисов будет восстановлена, неизвестно. На всякий случай, не прекращайте своих попыток.

Возможно, у банка ВТБ появились новые методы формирования лояльности клиентов? Но тогда почему 80% опубликованных отзывов заканчиваются фразой, что человек решил перейти на обслуживание в другую финансовую организацию?

Какие выводы можно сделать

Мы не готовы давать советы такой крупной организации, как ПАО ВТБ, каким образом правильно, а каким неправильно работать с клиентами.

Однако хотим обратить внимание уважаемых читателей на следующее обстоятельство: никогда не стоит (на наш взгляд) рассчитывать на долгосрочное сотрудничество с программой лояльности коммерческой организации (будь то банк или другая компания).

Условия по заключенному кредитному договору или договору вклада финансовая организация в одностороннем порядке изменить не может. Подписанные обеими сторонами пункты будут действительны в течение всего срока действия документа. Неправомерное изменение условий, ухудшающее положение клиента, может быть обжаловано в судебном порядке.

Условия же программы лояльности могут быть изменены в любой момент. Накопленные за несколько лет бонусы могут легко превратиться в фантики. Вас об этом уведомят дней за 5 до вступления изменений в силу, и это будет вполне законно. Все, что вы сможете сделать — это обидеться.