События на сысертском кладбище будоражат город уже две недели. А начиналось все с хорошей идеи сысертской администрации сделать ритуальные услуги более доступными для населения, инспекторов – независимыми от похоронных агентств, а, значит, обеспечить честную конкуренцию среди контор, предоставляющих ритуальные услуги.
Сейчас, получив свидетельство о смерти, нужно получить разрешение на копку могилы, для чего нужно разыскать инспектора. на данный момент их два. Но все не так просто…
Началось всё с организации МБУ «Центр муниципальных услуг Сысертского округа», который стал контролировать деятельность кладбищенских инспекторов. И у директора МБУ Михаила Филиппова появились претензии к Евгению Пьянкову, инспектору сысертского кладбища. «Массовые жалобы», - охарактеризовал положение дел Михаил Дмитриевич. Когда мы спросили, сколько же было жалоб, был ответ: «Письменных - три». Жалобы касались поваленных деревьев, невывоза мусора. Оказалось, у МБУ было зарезервировано 300 тысяч рублей под эти цели. Кроме того, в вину Пьянкова вменялось, что он не начал межевание кладбища, чего от него требовали руководители.
И вот две недели назад Михаил Филиппов появился в ООО «Служба похорон». Этой организацией руководит Ольга Ткаченко, в учредителях – известный в Сысерти Виктор Джупина. Ранее на этом месте существовал МУП «Ритуал», закрытый в начале 2017 года по требованию Федеральной антимонопольной службы.
Михаил Дмитриевич представил нового инспектора сысертского кладбища Андрея Саулина. По рассказам очевидцев, Андрей Викторович был не один, а с крепкими молодыми ребятами. И, как говорится, началось!
- Инспектор по телефону сказал мне, что не даст разрешение на копку могилы, пока я не принесу свидетельство о смерти, - рассказал житель Сысерти, хоронивший мать. – Со свидетельством о смерти я простоял на кладбище с 12 до 17 часов, все ждал Александра. В 17 часов, так и не дождавшись его, я попросил местных копальщиков начать копать. Они начали, потом им позвонили, они побросали лопаты и ушли. Но подошли люди, которые предложили выкопать за 16 тысяч. Куда мне деваться в этой ситуации?! Согласился. В 18 часов приехал Александр. В результате взял паспорт, сам написал заявление. Могилу выкопали, но дали только товарный чек с подписью, даже без печати. Вот не знаю, удастся ли мне на основании этого документа получить деньги в соцзащите. Впечатление от новых людей на кладбище негативное. Вот вроде стараются они вежливо разговаривать, а из них так и прут братки из 90-х. Деньги за углом, бумаги за углом. Чего-то пытаются меня пугать… Не порядок они приехали сюда наводить, а людей обдирать. Идет сильная агрессия. Ну и мне, конечно, было не до того, во время похорон, а люди мне потом говорили: «Смотри, где крест-то поставили!». Крест чуть ли не рядом с могилой поставили. Вот такие копальщики.
- Муж умер в пятницу вечером, - рассказывает жительница Сысерти. – В понедельник получила справку о смерти, в 14.45 была на кладбище. Позвонила Александру. Он сказал, что вот только в 14 часов там был и сейчас поехал по району. Сейчас лучше подъехать к Михаилу к 16 часам в администрацию (судя по всему Михаилу Филиппову - ред.). И только я собралась идти в администрацию, ведь транспорта у меня нет, Александр перезвонил и сказал, что Михаил тоже уехал, завтра в 9 часов он ждет меня на кладбище. Во вторник должны были состояться похороны, уже заказаны столовая, прощание, люди летят на самолете из других городов… В 9 часов утра я пришла на кладбище, ведь могила-то не копана! Александр опять не смог подъехать. Я уже пошла к копальщикам «Службы похорон» и попросила их копать. Позвонила снова Александру, он разозлился, сказал, что им никто не разрешал копать, что он может остановить похороны на пять дней, и нужно идти к Михаилу в Администрацию. «У нас похороны через два часа!» - я уже не знала как донести до него это. В итоге он по телефону как бы дал мне разрешение на захоронение. Ужасно все это.
Самое печальное то, что в администрации есть некая уверенность – воду мутит Джупина. Это он, негодяй, не хочет, чтобы такое прибыльное дело как копка могил, ушло из-под его контроля. Допустим. Но куда денешь людей, столкнувшихся с некими молодчиками? Да и общение с Александром и его отношение к работе не радует. Мы привели в пример только двух пострадавших, а их гораздо больше. Люди запуганы и напуганы. А как быть с копальщиками, которых обещали «закопать» и «поставить вместо памятников», если они будут сотрудничать с Джупиной? А как быть с простреленным окном и крышей ООО «Служба похорон»? Никто не хочет разбираться в ситуации. Никто не хочет обращать внимание на жителей города, над которыми буквально издеваются, пользуясь тем, что они задавлены горем!
Мы не против того, чтобы в Сысерти появились новые предприятия ритуальных услуг. Но конкуренция должна быть честной. И администрация, и местные правоохранительные органы в состоянии навести порядок, почему этого не делается?
Сейчас напротив кладбища будет построено здание, в котором будет находиться инспектор, отвечающий за состояние кладбища и захоронения. Он будет в этом здании принимать посетителей, выдавать разрешение. Так как здание будет площадью 6 квадратных метров, то речи о том, что здесь разместится еще какая-либо похоронная контора, не ведется.
Теперь о новых инспекторах. Это Иван Егорович Русак (кладбища Бобровского, Большого Седельниково, Ключей и Двуреченска) и Александр Викторович Саулин (все остальные кладбища). Об Александре поговорим отдельно. Дело в том, что Александр живет в Белоярском. Когда мы спросили у его начальника Михаила Филиппова, какова же зарплата у инспектора, Михаил Дмитриевич ответил, что не знает. А вот мы знаем – 10 тысяч рублей. По мнению Михаила Филиппова, за эти деньги Евгений Пьянков должен был не только безвылазно сидеть на кладбище, но тратить на бензин, объезжая другие сысертские кладбища.
За эти же деньги Александр Саулин ездит к нам каждый день из Белоярского и тоже объезжает кладбища. Ребята, да он же волонтер! Что с Александром не так, если он не может найти работу в Белоярском с зарплатой в 10 тысяч рублей? Почему он ездит в Сысерть? А приходили ли эти вопросы в голову Михаилу Филиппову и главе, нашему эффективному управленцу Дмитрию Андреевичу?
Понятна идея максимально отделить инспектора от похоронных контор, но вот после появления Александра Саулина в Сысерти здесь же появились некие молодые люди, которые рассказывают всем, что теперь только они могут копать могилы в Сысертском районе, что всё начальство в курсе – и Нисковских, и Воробьев (первый зам главы), и Узянов (начальник полиции). Говорят, что позвонят им прямо сейчас, ели человек не верит. Не стесняясь, назначают сумасшедшую цену за копку могилы и делают все, чтобы у людей не осталось иного выхода. Также они сообщают, что это для них строит здание возле кладбища сысертская администрация. А Джупину скоро снесут и закроют.
К слову, здание магазина «Службы похорон» находится в собственности у Джупины, «Служба» его арендует. Также в собственности находится и участок. Проблема в том, что на земле, где существует магазин, разрешено строить лишь предприятия транспортной отрасли. Однако назначение участка можно изменить, и решают это не администрация и не Нисковских, а депутаты Думы.
Что касается быковатых молодых людей, то Михаил Филиппов полностью открестился от них, отметив, что власти не имеют к ним никакого отношения. Мы с вами вольны выбирать услуги там, где хотим, никто не имеет права нас принуждать. Что касается копки могил, то могут копать в том числе и знакомые, родственники. Если принуждают, не дают копать – вызывайте полицию, звоните в прокуратуру.
Нужно четко понимать: если кто-то из инспекторов склоняет вас сотрудничать с одной из похоронных контор, он совершает уголовное преступление. Не стесняйтесь, звоните сразу в следственный комитет: коррупционными преступлениями занимаются там. Братков шлите лесом.
Есть еще один интересный момент. 4 марта 2019 года глава округа подписал постановление №403 под названием «Об утверждении стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории Сысертского городского округа с 1 февраля 2019 года». Если вы забьете название в поисковую строку Яндекса, вы сразу его найдете. Так вот, при невозможности похоронить человека по тем бешеным расценкам, которые сегодня предлагаются некоторыми похоронными предприятиями, вы можете обращаться в муниципальную специализированную службу – МБУ «Центр муниципальных услуг Сысертского округа». Конкретно – к инспекторам кладбищ. По словам Михаила Филиппова, отказать вам не могут, и постановление это не касается каких-то льготных категорий, оно применимо ко всем. Согласно расценкам этой службы, погребение стоит 1813 рублей, предоставление и доставка гроба и других ритуальных принадлежностей – 3973 рубля, перевозка тела умершего 1050 рублей. Предоставление места под захоронение, выдача документов – бесплатно. Если вам будут отказывать, обязательно сообщите об этом нам в редакцию.
Что касается «мы можем отложить ваши похороны на пять дней». Складывается впечатление, что и Михаил Филиппов, и Александр Саулин – те счастливые люди, кто никогда не хоронил близких и родных людей. Ну плюс и те, кто придумал идиотский регламент по предоставлению разрешения. Так, согласно ему, человек, чтобы получить разрешение на копку могилы, должны прийти в администрацию со свидетельством о смерти, и уже после этого визита разрешение могут выдавать ему в течение трех дней. То есть, если родственник умер в понедельник, то разрешение на копку могилы, человек может получить в четверг. А если в пятницу вечером, то и снова в четверг. Обещали внести изменения в регламент, сократить срок выдачи разрешения до 1 дня. Надеемся, что прислушаются.
Наши кладбища ждут еще некоторые новшества.
На кладбищах появится видеонаблюдение. Нужно будет получать разрешение в том же «Центре муниципальных услуг» на установку надмогильного сооружения». Могут отказать, если памятник ставят раньше, чем через год после похорон. Заставят убрать оградку с острыми прутьями, торчащими вверх. Будут следить, чтобы участок под захоронение не превышал размеров 2 на 2,5 метра. Если инспектор - человек честный и ответственный, то одно дело, а если коррупционер, то для него открывается окно возможностей.
Мы просим обратить внимание на ситуацию правоохранительные органы, а администрацию Сысертского округа пристально присмотреться к своим инспекторам.
Наталья ЯРИНА