Найти в Дзене
Бизан

Как анализировать рынок?

Я много раз слышал эту комбинацию слов. Уверен, вы тоже. Понимание рынка и вашего места на нем важный аспект при привлечении инвестора и ведения бизнеса в целом. Прошлый пост был об источника данных о рынке, сегодняшний - о механике анализа на примере рынка профессиональной косметики.

Потребителями профессиональной косметики являются салоны красоты, косметологические салоны и т.д. Они используют её для оказания услуг.

1. Ставим цели.

Предположим, что мы планируем создать и вывести на российский рынок новый бренд профессиональной косметики. Нам нужно понять объём рынка, его структуру по ценовым сегментам, географию и конкурентов.

2. Определяем географию рынка.

Салоны красоты - это локальный бизнес. Поэтому географически данный рынок разделён по городам / районам городов.

В качестве параметра выбора используем численность населения. Все города делим на несколько групп, например «более 1 млн чел.» и «менее 1 млн чел.». Начинаем анализ с миллионников. По итогам полученных результатов решаем продолжать исследование более мелких городов или провести их экспресс-анализ.

3. Определяем общее количество салонов красоты и косметологических салонов.

Оптимальным источником информации являются карты 2GIS. Отличительной чертой данной системы является актуальность информации: сотрудники компании физически обходят города по вверенным им маршрутам и проверяют фактическое наличие объектов, добавленных в базу.

В результате выполнения данной части анализа получаем общее количество салонов в разбивке по городам.

4. Выделяем ценовые сегменты.

Каждый продукт относится к одному из трёх ценовых сегментов: низкий, средний, высокий. В подсегменты мы не уходим. Делим салоны на три базовых ценовых сегмента двумя способами:

1) На основании усредненных долей, полученных от экспертов рынка или из открытых статей, обзоров. Применительно к рынку косметических и эстетических услуг вас могут устроить, например, следующие данные: 60% салонов красоты Москвы относятся к эконом сегменту, 30% – к среднему, 10% – к высокому. Данное или близкое распределение можно применить и к другим городам-миллионникам.

2) Анализируем бренды косметики, используемые в салонах. Данную информацию можно найти на их сайтах или посредством звонков под видом потенциального клиента. Необязательно прорабатывать все салоны города, можно ограничиться определенной выборкой, например, 50% от общего количества.

4. Определяем концентрацию салонов в зависимости от города.

Концентрация салонов может быть измерена через показатель отношения их количества к численности населения города. Вместе с концентрацией нужно сравнить и проанализировать структуру средней зарплаты, возрастной состав населения. Это позволит ранжировать выбранные города по уровню приоритета, что важно на старте бизнеса.

5. Определяем средний объем и частоту закупки.

Следующим шагом определяем объем средней закупки среднего салона руб. /месяц, периодичность закупки, влияние сезонности. Сезонность выражаем в цифрах, разделив все месяцы в году на несколько групп: сезон, межсезонье, не сезон. Присваиваем каждой группе соответствующий коэффициент, отражающий среднее снижение / рост объема оказания услуг по отношению к показателям межсезонья.

Данную информацию можно получить, пообщавшись с директорами, владельцами или специалистами салонов. Ищем таких людей среди своих знакомых и их знакомых. Ищем данную информацию на специализированных форумах, посвященных бизнесу в сфере эстетических и косметологических услуг.

6. Рассчитываем объем рынка по месяцам с учетом сезонности внутри года.

Перемножив среднемесячный объем закупки на коэффициент сезонности и количество салонов получаем объем рынка всего и по сегментам. Сложив результаты каждого месяца, получаем текущий годовой объем рынка в разбивке по каждому анализируемому городу.

Проведённый анализ позволит нам:

  • Выбрать ценовой сегмент.
  • Определить количество потенциальных клиентов по городам.
  • Правильно расставить приоритеты по географии выхода на рынок.
  • Оценить потенциальный объем продаж.