Найти в Дзене
Другая Россия

Кадры - огонь! Московский фотограф сжигал брошенные деревни ради красивых снимков

Оглавление
  • Мнение автора статьи может отличаться от мнения читателей. В статье использованы материалы взятые из открытых источников в сети интернет, и фото, сделанные Данилой Ткаченко, взятые отсюда: https://www.dekoder.org/ru/node/5689

Молодой да ранний

Журналисты и агенства называют Данила Ткаченко самым успешным российским художником. Ему всего 30 лет, но он уже успел получить крупные премии, такие как World Press Photo или European Publishers Award for Photography, занять неплохие строчки в рейтингах фотоагенств, поучаствовать во многих выставках. Работы Ткаченко были выставлены в России, Европе и Северной Америке.

А еще - он сжигает заброшенные деревни и портит краской опустевшие храмы, чтобы сделать удачные фотографии. Называется этот арт-проект простым, таким понятным и любимым всем нам словом, впитанным вместе с молоком матери. Это слово - "Родина".

Фото:  Данилы Ткаченко
Фото: Данилы Ткаченко

С чего начинается Родина?

До того как сжигать дома, Ткаченко пробовал себя в разных проектах - снимал подростков переходного возраста и трудного характера, отшельников в глубинке, закрытые и давно заброшенные военные объекты. Все эти направления не настолько уникальны, чтобы получить мировое признание и большой общественный резонанс, но в вот плане сожжения чужого имущества и порчи памятников истории, Ткаченко оказался русским первопроходцем.

В попытках оставить след в истории, можно сжечь даже Родину. (Фото Данилы Ткаченко)
В попытках оставить след в истории, можно сжечь даже Родину. (Фото Данилы Ткаченко)

В попытке ухватить удачный кадр фотограф не останавливался ни перед чем - деревни сжигались целыми улицами, фотограф мог поджечь поле или деревянный мост через речку. Этот современный Герострат даже не задумывался о том, что эти дома, эти вещи, эти места - имеют свою богатую историю, и все-еще могут быть кому-то дороги, и кому-то принадлежать.

Горящий деревянный мост через речку. Теперь туда точно никто не будет ездить. (фото Данила Ткаченко)
Горящий деревянный мост через речку. Теперь туда точно никто не будет ездить. (фото Данила Ткаченко)

Я просто сжигал трухляшечку

Отношение фотографа даже можно отследить по пренебрежительному слову "Трухляшечка" - слово, которым Ткаченко характеризует окружающую его обстановку в заброшенных деревнях.

Из интервью Ткаченко на портале colta.ru:

— Сжигание хлама расставило некие точки внутри меня. Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность. После двух лет для меня это был самый логичный выход из ситуации.

Фото: Данила Ткаченко
Фото: Данила Ткаченко

Деятель современного искусства наивно думает, что если деревня заброшена - она никому не нужна, и считает, что не сделал никому ничего плохого - ведь он просто сжег старое г...но.

— Там дорога — сразу видно, ездят по ней или не ездят. Я не сжигал дома, в которых еще можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей. Никому ничего плохого я не делал. Я думал так: можно копаться в этом говне или сжечь, оставить площадку, завершить этап. Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен.

Фото: Данила Ткаченко
Фото: Данила Ткаченко

Мир где есть интернет

Я бы не удивился, если бы это были слова ребенка-семиклассника, который был рожден в миллениальные сытые годы, и вырос за дисплеем ноутбука, вовремя сменив его на новый айпэд. Но это - слова 30-летнего мужчины, рожденного в СССР, и воспитанного ранней постсоветской школой! "Мир, где есть интернет" может рухнуть в любой момент, отбросив человечество в лучшем случае к первому-второму технологическому укладу, но самый успешный российский художник даже не понимает таких простых вещей - главное это хайп, резонанс, известность - в том числе, за рубежом.

Вот результаты голосования из популярной соцсети Вконтакте: Судя по количеству людей, считающих это искусством, поджог и утрата деревянной Успенской церкви в Карелии - это не последняя подобная утрата памятника истории и архитектуры, которая нас ждет в будущем. Главное - что в таком искусстве не нужно быть талантливым, и можно почти не думать.

Искусство еще никогда не было таким деструктивным. (Источник фото: http://filens.info/forum/index.php?topic=14943.15)
Искусство еще никогда не было таким деструктивным. (Источник фото: http://filens.info/forum/index.php?topic=14943.15)

Вот что пишут в интернете о творчестве Ткаченко:

Данила Ткаченко обращается к перформативной практике в фотографии. Поджигая разрушенные деревни, он начинает дискуссию о мире, а не только о русском процессе, который никогда не будет прежним. https://www.belgradephotomonth.org/en/connections-exhibition-of-contemporary-russian-photography/

Политолог и историк Сергей Медведев тоже проникается творчеством Ткаченко. Странное отношение ученого-историка к подобным акциям, ну да ладно...

Этот Ткаченко просто гениален. После Малевича никто так не умел работать с российским пространством. Его поджог деревни -- это такой глубинный архетип, от подсечно-огневого земледелия до поджога Москвы в 1812, от пугачевщины до "Хованщины", от лэнд-арта Николая Полисского до последних акций Петра Павленского, но для меня прямое сравнение - с Черным квадратом.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10215283018097038&set=a.1748715245998.2100893.1482338813&type=3

После сожжения родины, автор готов продать фотографии по сходной цене: https://www.artsy.net/artist/danila-tkachenko Но не нужно обольщаться, Родина нынче стоит дорого - фототриптих Данилы из серии Restricted Areas (“Закрытые территории”), посвященной краху технологических утопий, был продан на торгах в Лондоне за £75 000. Для тех кто не понял - это 6 миллионов рублей.

Фото - Данила Ткаченко.
Фото - Данила Ткаченко.

Пока подобные проекты вызывают в обществе не порицание а признание, девиантные поступки будут возникать все чаще и чаще. Любой плод извращенной фантазии автора можно обернуть в удобную обертку, и оправдать искусством. Я не удивлюсь, если в следующий раз, современным принципиально новым проектом, могут стать фотографии животных в огне лесного пожара. Ведь это - еще никто не снимал.

Каждое общество, каждое время заслуживает своих героев. Хотелось бы верить, что для нашего общества, такие люди пока остаются не творцами, а преступниками, понесущими заслуженное наказание рано, или поздно.

У меня всё.

Текст: Лёха Бездорогофф. Фотографии: Данила Ткаченко.

Мнение автора статьи может отличаться от мнения читателей. В статье использованы материалы взятые из открытых источников в сети интернет, и фото, сделанные Данилой Ткаченко, взятые отсюда: https://www.dekoder.org/ru/node/5689

Дорогие друзья! Спасибо, что дочитали мою статью! Если вам нравится, то, о чем я пишу, то я буду очень рад лайкам, репостам в соцсети, интересным комментариям! Поделитесь интересной вам статьёй с другими людьми! И конечно же, если вам интересно увидеть другую Россию в наших статьях - авторское мнение о жизни русской глубинки, отчеты о поездках в тайгу и горы, брошенные деревни, города и храмы, посмотреть на дальние километры трасс - подписывайтесь на мой канал!

Также, меня можно найти в Instagram и на канале Youtube

Оставайтесь с нами.