Барокко - это богатый и тщательно продуманный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17 и первой половине 18 века. Появившись из Италии, его влияние быстро распространилось по всей Европе. Он стал первым визуальным стилем, который оказал значительное влияние во всем мире.
Отличительной чертой стиля барокко был способ, которым визуальные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое послание или смысл.
Искусство и дизайн в стиле барокко обращались непосредственно к чувствам зрителя, как к эмоциям, так и к интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, которое развивалось и использовалось властными структурами - церковью, абсолютными монархами и аристократией - чтобы убедить, произвести впечатление, быть одновременно богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, которые мы можем наблюдать в Ренессансе, Барокко известно своим движением и драматизмом.
Влияние барокко простиралось от Италии и Франции до остальной части Европы, а затем распространялось через европейские колониальные инициативы, торговую и миссионерскую деятельность в Африку, Азию, Южную и Центральную Америку. В этом стиле работали представители разных профессий - китайские резчики, работающие в Индонезии, французские серебряники в Швеции и итальянские специалисты по твердым камням во Франции. Скульптуры отправлялись из Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как лондонские стулья ходили по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были востребованы и имитировались модным обществом по всей Европе.
Однако, как стиль, барокко также изменился, поскольку он пересек мир, будучи приспособленным к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.
В Китае европейские павильоны были величайшим предметом интереса правителей Цин. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юаня или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна. Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были построены по образцам барокко и включали в себя величественные фонтаны и статуи. В 1780-х годах был создан ряд медных гравюр с изображением европейских павильонов, которые были разрушены английскими и французскими войсками в 1860 году.
Драматизм стиля барокко.
Важной особенностью искусства и дизайна в стиле барокко является использование человеческих фигур. Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму для передачи определенных сообщений и для привлечения эмоций зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто они были остановлены в середине действия. Выражение лица, поза, жест и драпировка были использованы для добавления драматических деталей.
Бюст короля Англии Карла II, например, прекрасно передает драму барочной портретной живописи. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута в одну сторону, и сложный парик ниспадает вниз по его кружевному галстуку и вздымающейся драпировке. Такие величественные барочные образы монархов и могущественных аристократов были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии. Бюст в традиции ярких и внушительных портретов монархов, и однозначно утвердил бы статус короля.
Барочные здания были также динамичны и драматичны, используя и нарушая правила классической архитектуры. Внутри архитектура повторяла театральные приемы - окрашенные потолки создавали впечатление, что комнаты были открыты для неба, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.
Опять же, дизайн был использован для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности в стиле барокко можно найти в проекте Джанлорензо Бернини (1598 - 1680) для собора Святого Петра. Его величественные внушительные изогнутые колоннады, сосредоточенные на обелиске, используются как для того, чтобы подавить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.
Архитектура в стиле барокко также сформировала общественные пространства города. Общественные торжества играли важную роль в политической жизни нации. Как правило, такие мероприятия происходили на открытом воздухе и были продуманно оформлены очками. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, служили фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в сложных и дорогих костюмах.
Продолжение статьи читайте во второй части.