⠀ IPO - это публичное размещение акций компании, первый выход компании на биржу.Раньше компания жила и существовала в форме акционерного общества, у нее были учредители и владельцы акций, но это был ограниченный круг лиц. В какой то момент компания решает выйти на биржу и предложить свои акции широкому кругу инвесторов. Преимуществ от этого действия очень много - компания получает реальную справедливую оценку, возможностей привлечения денег становится больше, издержки сокращаются, к тому же это положительно сказываеся на статусе компании и ее имидже.Н
Ноперед тем как выйти на биржу компания решает какое количество акций будет в свободном обращении, а какое останется в руках руководства. Т.е. на бирже не обращается 100% акций компании, лишь некоторая доля - это может быть 15% или 50%, и она выражается коэффициентом free float. И И вот если кто-то из топ-менеджеров или владельцев компании захочет потом продать часть или все принадлежащие ему акции, то это будет уже SPO
⠀
SPO - это вторичное публичное размещение акций,которые принадлежали крупным инвесторам.
При SPO free-float или количество акций в обращении увеличивается. Но общее количество акций компании остается неизменным. Потенциально SPO должно положительно сказаться на котировках акции. Чем больше акций обращается на бирже, тем выше ликвидность и оборачиваемость. Чем выше ликвидность, тем больший интерес данные акции могут вызывать у крупных, институциональных инвесторов. Соответственно если акции будут покупать, цена должна расти. Но возможен и негативный сценарий, потому как мы не знаем по какой причине владелец акций решил их продать - личные причины, потребность в деньгах или просто фиксация прибыли, или же он не видит дальнейших перспектив у этой компании.
SPO часто путают с допэмиссией. Вот при допэмиссии как раз увеличивается общее количество акций, теперь имущество и прибыль компании распределяются между большим количеством инвесторов и часто допэмиссия негативно сказывается на котировках.