Найти в Дзене
Недвижимость и закон

Как не попасть на удочку продавцов воздуха. Могут ли быть проблемы с законом у бизнес-тренеров.

Оглавление

Интернет позволил доносить информацию до потребителя напрямую, без посредников и фильтрации. С одной стороны, каждый человек может выбирать, какой контент ему потреблять, с другой, срабатывает закон спроса и предложения. Потребности начали формироваться под влиянием разнообразия предложений.

С появление социальных сетей, огромное количество людей погрузилось в потребление контента, который начал плодиться с огромной скоростью. Информационный поток превратился в лавину, которая сносит и не даёт выбраться в реальный мир. Всё больше часов уходит на проверку социальных сетей, виртуальное общение, потребление развлекательного контента.

Вполне естественно, что с приходом интернета в жизнь каждого человека, мошенника стало намного проще совершать свои преступления, ведь они могут непосредственного влиять на любого, кто попался на их информационную удочку.

К написанию настоящей статьи меня подтолкнула история моего знакомого, потерявшего 500 000 рублей на бизнес тренингах. Фактически он оказался в секте. Я ничего не имею против самосовершенствования, но когда из человека вытягивают последние деньги, это переходит все границы.

Аферисты стали пользоваться относительно честными способами отъёма денег у населения. А скоростной интернет помог им охватить огромную массу людей, что позволило некоторым представителям инфобизнеса заработать на этом миллионы.

Кто же такие инфобизнесмены? Почему они зарабатывают так много? Легальный ли у них бизнес? Как не попасть в лапы инфоцыган?

Многие одержимы идеей создания и развития собственного бизнеса. Доступность информации позволяет человеку изучить все сложности собственного дела. Те же, кто даже не думал о предпринимательстве, легко подсаживаются на удочку успешного успеха пропагандируемого инфоцыганами.

Инфобизнес.

Для того, чтобы найти истоки инфобизнеса, следует вспомнить замечательного американского преподавателя, писателя и мотиватора - Дейла Брекенриджа Карнеги (годы жизни 1888 — 1955). Стоявшего у истоков теории общения, в том числе манипулятивного, самосовершенствования, ораторского искусства.

Что примечательно, уже тогда были установлены основные принципы инфобизнеса: яркая упаковка, громкое имя, агрессивная реклама. Дейл Карнеги изменил написание своей фамилии, сделав её идентичной фамилии известного предпринимателя Эндрю Карнеги, крупнейшего сталепромышленник, мультимиллионера и филантропа. Сделано это было в рекламных целях, для привлечения большого количества людей к своей персоне и тренингам.

С другой стороны, инфобизнес начал развиваться с появление в США в 70х годах прошлого века псевдонаучного подхода к межличностному общению и развитию личности - нейролингвистического программирования (НЛП).

Кстати, всем известный бизнес-тренер и оратор Тони Роббинис, любящий читать книги Дейла Корнеги, ученик основателя НЛП Джон Гриндер.

Перенимая западный опыт, отечественные последователи американских бизнес-гуру, начали активно внедрять западные технологии для своего личного обогащения. Всё бы ничего, но интернет позволил превратить бизнес-тренинг в настоящий массовый продукт.

Стоимость некоторых бизнес курсов достигает отметки в 1 500 000 рублей. Но это для богатого сегмента рынка. Отъём денег у эконом класса начинается с 10000 - 15 000 рублей. Самое ужасное, что инфоцыгане привлекают и молодую аудиторию - несовершеннолетних, активно пропагандируя и популяризируя доморощенных бизнесменов 18,19,20 лет.

В настоящей статье я не буду упоминать имена и бренды инфоцыган. Не хочу им делать дополнительную рекламу и адресно привлекать к ним внимание. Пусть каждый сделает самостоятельный выбор, стоит ли нести инфобизнесменам свои деньги, для их обогащения.

Помимо всего прочего, мотивированные, прошедшие обучение люди, начинают брать кредиты на начало бизнеса, прогорают, оставаясь в долгах. В России заниматься собственным делом достаточно сложно, непредсказуемая экономика, огромные административные и деловые риски.

Почему инфобизнес зарабатывает огромные деньги.

Бизнес тренеры эксплуатируют обычные человеческие потребности - желание быть лучше и больше зарабатывать. Принцип такой - "заплатите 100 000 рублей, чтобы заработать 1 000 000 рублей".

Инвестиции в себя, но не академическое образование, получаемое в профессиональных учреждениях. А оплата курсов, которые ведут люди без высшего образования, не имеющие реального опыта ведения успешного бизнеса. И их невозможно привлечь к какой-либо ответственности.

Рынок инфобизнеса огромен, оценивается он в десятки миллиардов рублей. Люди не перестанут нести деньги бизнес тренерам, в надежде получить сакральные знания о предпринимательстве.

Красивые картинки в социальных сетях привлекают внимание всё большей аудитории. Всем хочется быть успешными, богатыми бизнесменами.

Легален ли инфобизнес. Как привлечь к ответственность продавцов воздуха.

Помимо обучения бизнесу, "эксперты" обещают научить на своих курсах торговать на форексе, копирайтингу, СЕО, СММ, продажам и т.д.

Отличительная черта всех курсов - низкое качество обучающих материалов, при большой рекламной раскрутке. Задача инфоцыган выманить как можно больше денег из своих подопечных, а когда у них денег не останется, заставить их залезть в долги.

Некоторые бизнес-тренинги напоминают секту. Каждый новый участник, обязан так или иначе привести ещё одного. Задача у организаторов одна, заработать деньги.

Для получения с населения денег, организуется процесс обучения. Заключаются договоры оказания услуг, оплаты принимаются чаще всего на ИП. В этом случае всё достаточно легально. Признаков мошенничества не наблюдается. Но по факту, во многих случаях люди платят за воздух и красивую упаковку.

Привлечь к ответственности инфоцыган практически невозможно. Если они продают лишь информацию, то состава преступления нет. Оценить качество инфорамации достаточно сложно, так как критериев определённых нет для этого. В этом отличие инфобизнеса, от профессионального образования в лицензируемом или государственном учебном заведении.

В рамках реформирования Гражданского Кодекса РФ, появилась новая статья 783.1 "особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации". Комментариев от законодателей нет, но можно сделать предположение, что это попытка придать инфобизнесу дополнительной законности. Но по сути, данная норма, на деловом обороте никак не скажется.

Но привлечь к ответственности инфоцыган можно.

Следует обратить внимание на определённые нюансы работы инфобизнесменов.

1. Недобросовестная реклама. В большинстве случаев инфоцыгане не соблюдают нормы статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Распространяют недобросовестную и недостоверную рекламу. В рекламе своих курсов, они делают акцент на будущем материальном положении потребителей своих услуг. Говорят о гарантированном заработке, после прохождения курсов и т.п.

2. Неуплата налогов. Некоторые инфоцыгане предлагают оплатить им стоимость курсов прямым переводом на карту. При этом, со своего полученного дохода, они не платят налоги. Также подлежит налогообложению бартерный обмен. Многие бизнес тренеры показывают в социальных сетях свою богатую жизнь. Сопоставив их имущество и декламируемый доход, с уплаченными налогами, можно сделать вывод о сокрытии налогооблагаемой базы.

3. Закон о защите прав потребителя. Здесь можно развернуться по полной программе. Если кому-то не понравились курсы или иные оказанные инфоцыганами услуги, можно смело подавать на них в суд. В соответсвии с законом о защите прав потребителя, можно взыскать с них уплаченные деньги, и получить неплохую компенсацию.

4. Незаконная предпринимательская деятельность. Состав данного преступления найти будет достаточно сложно. Однако, опытные следователи могут обнаружить соответствующие признаки у многих инфоблогеров.

Как не попасть на удочку инфоцыган.

Самым простым решение было бы не платить деньги за курсы личностного роста. Но скорее всего многие всё равно захотят пройти обучение. Поэтому, стоит выделить ряд критериев, отличающих откровенное вымогательство денег, от профессионального обучения.

1. Выбирайте курсы при государственных учреждениях высшего образования. Важно, чтобы лекторами выступали люди с учёной степенью по профильной специальности.

2. Если курсы сильно стараются продать, то задумайтесь, нужно ли вам это.

3. Реальные секреты бизнеса никто раскрывать не будет, так как это коммерческая тайна.

4. Не вкладывайте крупные денежные суммы, тем более, если у вас их выманивают люди без образования и учёной степени.

5. Простых решений не бывает. Всему придётся учиться самостоятельно.

6. Многоэтапная система обучения, с возрастающей стоимостью. Признак секты и сетевого маркетинга. Бегите, пока деньги целы.

7. Успешного успеха не бывает. Посмотрите чему вообще учат, если воды больше чем в воде, то сберегите свои деньги. Никаких секретов успеха нет, инфоцыгане просто пользуются манипулятивными приёмами, чтобы облапошить людей.

8. Не верьте положительным отзывам людей прошедших обучение. Человеку тяжело признать, что он ошибся и его обманули, тем более, если он заплатил большую сумму денег.