КАМАЗ к перестройке подошел с относительно новым модельным рядом, однако открывшееся в середине 90-х окно в Европу повлекло за собой большое количество подержанных грузовиков из Европы. Водители получали совершенно другой уровень комфорта: помимо более мощных двигателей западные производители предлагали тихие кабины, в которых все было обустроено для комфорта водителя: кроме спального места был минимальный набор удобств в виде микроволновки, платяного шкафа, столика для принятия пищи.
Появились на российских просторах и грузовики из Америки, которые предоставляли совершенно другой уровень комфорта: кабины были просторными, спальное место трансформировалось в диван и кабина "американцев" была ничем не хуже комнаты в общежитии. Был у части "американцев" большой минус: из-за своего капота они были менее маневренными и на них было порой тяжело подъехать к месту загрузки/выгрузки. Но часть из них тогда еще были бескапотными и имели за кабиной спальный отсек. Как бы то ни было, но "американцев" на дорогах в 90-е было мало, удобство их кабин тогда мало кто изведал.
В 1992 году в Набережных Челнах появилось предприятие "Риат", которое арендовало у завода помещение и стало проводить опытно-конструкторские работы по поиску привлекательных для рынка модификаций КАМАЗов. С 1994 года "Риат" стал дилером КАМАЗа, предприятие продавало грузовики в России и странах СНГ, а прибыль инвестировало в новые разработки. Одной из таких разработок стал КАМАЗ-54112М, в котором конструктора попытались объединить преимущества европейских и американских тягачей. За основу был взят серийный КАМАЗ-54112 с колесной формулой 6х4, за кабиной был помещен отсек для жизни водителя в рейсах.
Высота потолков в жилом отсеке была 221 см, ширина кабины - 223 см. Условия для водителя были королевскими: вместо спального места длиной 204 см и шириной 56 экспериментальная модель получила два спальных места длиной 190 см и шириной 101 нижнее и 90 верхнее - полноценные кровати! К тому же, нижняя кровать трансформировалась в два кресла и столик, можно было с комфортом принимать пищу. В спальном отсеке был установлен телевизор, холодильник, газовая плита, раковина. В автомобиле было и горячее, и холодное водоснабжение, емкость баков превышала 100 литров, а подогрев воды осуществлялся от автономного обогревателя Webasto с терморегулятором.
Помимо комфортабельного спального места были изменения и в кабине: автомобиль получил другую панель приборов, к тому же изменился вариант отделки: вместо голого пластика он был обшит черным кожзамом. Предлагался в качестве опции гидронасос для подъема кабины.
В интернете распространена версия, что под капотом грузовика располагался шестицилиндровый Cummins, развивавший 296 л.с., но это не так. Дело в том, что в том же 1995 году представлялся КАМАЗ с высокой крышей от другого конструкторского бюро - "Автодизайн", вот он то и имел иностранный двигатель. КАМАЗ-54112М был оснащен 210-сильным хорошо знакомым дизельным двигателем КАМАЗ-740.
Сама модель особого энтузиазма у потенциальных покупателей не вызвала, вероятно из-за цены и отсутствия доступа в спальный отсек из кабины, да и двигатель у грузовика был слабоват. Опытный автомобиль покатали по выставкам и потом продали, после чего его эксплуатировали на обычных междугородних рейсах наряду с другими тягачами. По некоторым данным с интернет-форумов, данный грузовик трудится до сих пор, а владелец его проживает в Кемеровской области.
Предприятие "Риат" продолжило свое функционирование, наибольшую популярность предприятие нашло в создании кабин с высокой крышей для КАМАЗа, но это далеко не единственная специализация предприятия. Существует "Риат" и сегодня.
Не забудьте поставить лайк, подписывайтесь на наш блог. Впереди нас ждет много интересного!