Найти тему

Описание б-процессов - утопия в 99% случаев. Ищем 1%.

Оглавление
бизнес-процесс!??
бизнес-процесс!??

Владельцами руководителям , хочется иметь четкие-отлаженные бизнес-процессы, но большинство проектов по из описанию обречены на пустые хлопоты и затраты. Специалисты все еще всерьез обсуждают внедрение бизнес-процессов, и каким компаниям это подходит (на Ехе), плюсы и минусы, и даже выявляют (у заказчика) причины почему "не летает":

  1. незаинтересованность руководства во внедрении - "пофигизм"
  2. неготовность к изменениям на всех уровнях - сопротивление
  3. отсутствие бюджета - прямое следствие 1 и 2 п.п.
  4. непонимание, что это не разовый "кавалерийский наскок", а длительный последовательный, повторяющийся проект,- ожидание чуда
  5. формальное насаждение новых алгоритмов работы «сверху вниз» без обучения - лень прорабатывать - отдам приказ

.... все кроме главных причин, в которых замешаны и "отсталые" заказчики и "продвинутые" внедренцы, по которым оно (бизнес-процессирование) и не должно работать !

-2

Первая - человеческая: не будем работать по бумажкам.

В российском менталитете отношение к "бумажке" какое ? Бумажка отличает "букашку" от "человека", просителя-носителя от хозяина-бюрократа. Но она точно не является не руководством к действию. Посмотрите как мы в России адаптировали-выхолостили систему менеджмента качества (ИСО). У нас никто не собирается работать по написанному. Те кто сверху не могут и не хотят создавать правильные инструкции / бизнес-процессы - спускают вниз. Внизу могут написать только плохо, потому что опишут то что уже есть, немного приспособив поудобнее для себя. При этом сверху хотят , что бы внизу хорошо работали , по своим плохим инструкциям. И даже если появится грамотный (идеальный) архитектор бизнес-процессов, то что он спроектирует и опишет - умрет в столах, под сукном.

И если в отдельном случае найдется (такая редкая) компания, где люди уважительно относятся к формализации и исполнению на основании регламентов, то появляется другое препятствие ...

-3

Вторая-управленческая: на одной ножке вместо трех табуретка не устоит.

В компании должно действовать (одновременно и согласовано) три вида/уровня управления:

  1. по ценностям (МBV)
  2. по целям (МВО)
  3. по инструкциям и регламентам (MBI)

Каждый уровень (вид) управления имеет свои характеристики по охвату (сотрудников/должностей в компании) и объему (единиц этого вида управления), необходимому для создания управляемого контура.

Три уровня (вида) управления
Три уровня (вида) управления

1.Ценности.

Их мало в компании до 10 не более. Охватывают всю компанию и действуют для всех уровней одинаково. Как солнце, взошло - всем одинаково видно и тепло. Считываются невербально, неформально. Так бережное или небрежное отношение первого лица к использованию времени моментально разлетается по всей компании как вирус в замкнутом пространстве.

2.Цели.

Если не путать с задачами , то в каждом кабинете руководителя их по 3-5. Цели преломляются по уровням и расщепляются по функциям,и это методическая-алгоритмическая работа (например SMART-метод), иногда даже скучная и абстрактная. Т.о. из 3-5 целей генерального директора должны преломиться на 5-7 функциональных директоров. А 3-5 целей коммерческого директора никогда не будут равны целям финансового директора (на том же уровне) или начальника отдела маркетинга (на следующем уровне). Итого во всей компании наберется 30-50-70 целей разного уровня, и каждая работает в своем локальном участке.

3.Инструкции (и регламенты).

Те самые которые и есть суть описания бизнес-процессов. Таких описаний д.б. на каждой должности от десятков до сотен и тысячи - десятки тысяч по всей компании. Очень трудоемко и дорого.

Но если описано не все, то все не работает ! Как не работает огромный забор, в котором полно открытых калиток и дыр.

недоописанные бизнес-процессы не работают, ка не работает забор с дырой
недоописанные бизнес-процессы не работают, ка не работает забор с дырой

Кроме того целевые параметры процессов должны следовать не из фантазий менеджеров разного уровня, а из целей которые собираемся достичь. В т.ч, обязательно цели по конкурертоспособности. Но такого подхода (почти) не бывает. Поскольку в компаниях нет ни стратегий , ни комплекса (дерева) целей, ни понимания что надо именно так программировать бизнес-процессирование. Ну или бывает в редких, продвинутых компаниях.

Нерадостное заключение

Бизнес-процессирование и не должно работать (!) в наших обычных реалиях, по тому что

  • ментальность (культура) населения против формализации-стандартизации
  • оно (БП) есть только один нижний из трех уровней управления , в одиночку не работает, а в отрыве от верхних уровней (ценности и цели) бесполезно или вредно
  • им (БП) нужно покрыть всю компанию (совокупность ключевых процессов), а до конца т.е. полного охвата мало кто дотягивает

Тогда , что бы не жечь напрасно деньги и время, нужно начинать не снизу (от мелких деталей) , а сверху от главного и долгосрочного:

  1. сначала СТРАТЕГИЯ
  2. потом ЦЕЛИ (комплекс / дерево)
  3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с параметрами б-процессов (из целей, а не разрозненные хотелки)
  4. потом, на основании осмысленного ТЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ & ОПИСАНИЕ бизнес-процессов

ранее опубликовано на Ехе

------------------------------------------

Елисеев Сергей, президент Союза независимых экспертов и интерим менеджеров.

-6