Найти тему
Алексей Николаев

Зачем нужно правосудие и как вложен в правосудие нравственный закон

Испокон веков правосудием зовется в народе правый суд, вершащийся по правде, по справедливости и по совести в защиту людей от зла. Защита от зла – это основная функция правосудия, а иначе зачем оно нужно? Принципы правосудия – это формулы добра, по которым пресекается зло правосудием и которые проистекают из нравственного закона как закона добра. Правосудие проводит в жизнь нравственный закон, иначе это не правосудие.

Популярная этика, статья 8

Правосудие имеет две стороны, во-первых, как суд, а во-вторых, как исполнение судебных решений. В государстве правосудие вершится судебной системой государства и системой исполнения судебных решений и наказаний. Правосудие – это пресечение зла посредством суда и исполнения судебных решений.

Государственное правосудие базируется на праве и регламентировано правом, то есть государственным законодательством. Государственные суды судят по законам государства и назначают наказания, предусмотренные законами, принимаемыми парламентом во благо народа и для предотвращения зла, творимого посредством правонарушений либо угрожающего свершиться в результате оных.

Зло творится как несправедливость, нарушая права людей, пострадавших от зла. Правосудие вершится как справедливость путем пресечения несправедливости и восстановления попранной справедливости. Справедливость охраняется и водворяется нравственным законом и государством. Торжество справедливости – это торжество права и нравственного закона, попираемых злодеяниями, пресекаемыми правосудием.

В основу законности судов положены принципы правосудия, которые суть принципы справедливого суда и справедливого исполнения судебных решений. В принципиальной основе всей системы правосудия как правого суда лежат четыре фундаментальных принципа правосудия, а именно: принцип обвинения, принцип защиты, принцип наказания, принцип прощения.

Правосудный принцип обвинения – это принцип установления судом вины как основания для наказания, дабы наказание нес виновный, а не невинный. Принцип обвинения перенесен разумом в систему государственного правосудия из душевного суда совести, где вина возникает как ответственность за зло, пресекаемое судом совести путем вменения вины за зло как за нарушение нравственного закона. Аналогичным образом нарушение законов государства вменяется в вину государственным правосудием для пресечения зла.

Правосудный принцип защиты – это принцип защиты обвиняемого в суде от несправедливого обвинения и несправедливого наказания как от судебной ошибки. Защита – это принципиальное свойство правосудия, присущее правосудию как таковому. Обвиняемый есть подзащитный, защищаемый правосудием от судебной ошибки как от зла. Судейские ошибки исключены в суде совести и изобилуют во внешних судах, где защита востребована в противовес обвинению как гарантия справедливости.

Правосудный принцип наказания – это принцип пресечения зла справедливым наказанием. Правосудный принцип прощения – это принцип снятия вины и оправдания виновного в результате понесенного наказания. О наказании и прощении поговорим отдельно в следующий раз.

Принципы правосудия заложены в суде совести и в нравственном законе как правосудные формулы добра, по которым правосудие вершится как блокада зла. Суд совести составляет в душах людей разумную и принципиальную платформу всех судов. Суды государства подконтрольны суду совести в сознании людей и уполномочены совестью людей вершить правосудие по справедливости, то есть по совести.

Суды государства справедливы в той мере, в какой они продолжают собой в государстве суд совести и в какой право гармонирует с нравственным законом. А гармонируя с нравственным законом, право есть социальная форма нравственного закона, как и мораль.

И на бумаге, и в действии государственное законодательство, то есть право, не должно противоречить нравственному закону. Добро – это дух законов, вдыхаемый в букву законов совестью составителей и исполнителей законов как исполнителей нравственного закона, диктуемого совестью.