В разгар холодной войны между странами развернулась нешуточная гонка вооружений, основными лидерами которой были США и СССР. Но и некоторые другие страны усердно трудились над созданием высокотехнологичной военной техники. В середине 1950-х годов Великобритания представила истребитель, летные характеристики которого поразили весь мир!
Истребитель-перехватчик «English Electric Lightning» больше известный, как просто «LIGHTNING», стал первым в мире серийным самолетом, который мог выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования режима форсаж.
Великобритания - небольшая страна, поэтому скорость реагирования на внезапную атаку является важнейшим фактором. Именно на это и сделали упор авиаинженеры при проектировании «LIGHTNING». Самолет способен моментально набирать высоту со скоростью 254 метра в секунду, двигаясь при этом практически вертикально. Также он оснащен огромным количеством электронных систем. Вот только есть у этого самолета один большой минус – надежность.
Проблемы чаще всего возникали с электроникой. Они не обошли стороной и «LIGHTNING» с бортовым номером ХМ135. Его ремонт производился в 33 авиаремонтной части ВВС Великобритании. Ремонтом занимался командир подразделения технического обслуживания Уолтер " Тэффи " Холден. Он был толковым механиком, но найти причину неисправности у него долго не получалось. Из-за этого ему приходилось испытывать давление от вышестоящих инстанций.
К тому же, неисправность проявлялась только в движении, и после каждой перенастройки электрики требовался ходовой тест. Для этого теста всегда приглашали опытных пилотов. В день инцидента, 22 июля 1966 г., Уолтера ждала ужасная новость: пилот мог провести испытания только через неделю. Уолтер сильно переживал по этому поводу, тогда пилот заявил ему: «Прокатись сам, ведь ты пилот». У Уолтера действительно была корочка пилота, которую он получил еще во время учебы, они тренировались на легких бипланах.
И он подумал, что это действительно неплохая идея. Всего-то надо было вывести двигатель на высокие обороты, отпустить тормоз, проехать 30-40 метров и, снизив обороты, затормозить. Для него провели краткий инструктаж и дали разрешение на проведение теста. Его предупредили, что, если рычаг окажется в крайнем положении, то он автоматически зафиксируется и включит форсаж.
Уолтер провел 2 успешных заезда и со спокойной душой начинал третий. Диспетчера потеряли бдительность и даже разрешили пересечь полосу топливозаправщику, который был далеко. Но Уолтер переборщил с нажатием на рычаг и включил режим форсаж. Как писал затем Тэффи: “Я промчался всего в нескольких метрах от заправщика, причём для меня это произошло быстрее, чем вы прочитали это предложение.”.
Полоса заканчивалась, и надо было что-то предпринимать, Уолтер потянул рычаг и взлетел, чудом разминувшись с пассажирским самолетом «Комета», который взлетел с соседней полосы.
Примечательно то, что фонарь (стекло кабины) был снят для удобства обслуживания, шлема и связи не было, а катапульта при ремонте была отключена.
Уолтер вспомнил инструктаж и сумел выключить режим форсажа, после чего попытался найти пассажирский лайнер. Его не было. «Это хорошо»,- подумал он и стал размышлять о приземлении. С трудом удалось визуально обнаружить аэродром, после чего последовали 2 неудачных попытки захода на посадку. Уолтер не мог подобрать скорость и высоту. Третий заход оказался более удачным.
Из-за конструкции самолета посадка на нем была непростой даже для опытных пилотов. Но Уолтер справился, только слегка повредив хвостовую часть. Это сыграло важную роль при торможении: при ударе были оторваны стропы парашюта, и, когда Уолтер нажал заветную кнопку, он просто выпал на землю. Почувствовав, что ничего не поменялось, он изо всех сил зажал тормоза, полностью спалив их, но сумев остановить истребитель. Самолет получил незначительные повреждения и был восстановлен.
Уолтер " Тэффи " Холден не получил дисциплинарных взысканий, т.к. не нарушил ни одной инструкции. Зато стал очень популярным, чего всю жизнь дико стеснялся и дал всего 1 интервью, деньги с которого пошли на благотворительность.
Спасибо за то, что дочитали такую длинную статью до конца ✔ Не забывайте оценивать ее и подписываться на наш канал 🔔