Некоторые читатели задают вопрос: почему люди, пережившие пограничное состояние, рассказывают только о том, что они видели Бога, ангелов и райские пейзажи? А разве ада никто не видел?
Сегодня отвечаю на этот вопрос.
Дело в том, что люди не хотят слушать про то, что ждет нераскаявшихся грешников после их ухода из этой жизни.
Например, в самой известной книге Р. Моуди “Жизнь после жизни” нет свидетельств людей, которые видели преисподнюю. (Подробнее о книге здесь.)
Православный подвижник и богослов Серафим Роуз объясняет это тем, что книга адресована живущим “комфортабельной” духовной жизнью западной аудитории, которая не привыкла слушать о реальности ада.
Люди любят слушать, когда им рассказывают про райские кущи и вечное счастье. Но церковь учит, что кроме небесных обителей реальна еще и преисподняя, где нераскаявшиеся грешники, богоборцы будут вечно мучиться.
И человеку при жизни нужно приложить усилия, чтобы не попасть в это страшное место.
Есть ли среди побывавших за гранью жизни и смерти людей те, кто видел ад?
Опыт видений ада у людей есть, и он нередок. Рассказов об аде тех людей, кого врачи возвращали к жизни, немало. Но эти свидетельства менее известны, чем ласкающие слух широкой общественности рассказы о небесном райском блаженстве. Например, собрал и обобщил подобные свидетельства Морис Роулингс, написавший книгу “Зa двеpьми cмepти”.
Будучи врачом-кардиологом, М. Роулингс возвратил к жизни многих пациентов. Некоторые из них поведали о неприятных минутах, которые пришлось провести их душе в преисподней – в боли, слезах, страхе, мучительных страданиях. Вот что он пишет в своей книге:
Почему милосердный Бог, желающий спасти людей, дает некоторым пережить такой опыт?
Христианские богословы считают, что Бог дает некоторым людям пережить неприятные минуты, чтобы побудить человека задуматься о его образе жизни и изменить его, обратившись, пока не поздно, к Богу. На этот вопрос хорошо отвечает православный богослов Серафим Роуз в своей книге "Душа после смерти":
Почему западных свидетельств о видениях ада больше, чем от русских людей?
Потому что традиционно в православной культуре на таком опыте не принято акцентировать внимание. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в одном из своих ответов на вопросы поясняет, почему описаний ада мало в святоотеческой литературе.
В православии, в отличие от католицизма, несколько другое понятие ада и отношение к нему. Если католики и протестанты описывают ад, как конкретное место, то для православных, ад – это состояние.
“Кaтaстpoфичeскoe состояние полного отторжения человеческой души от Бога,”– как утверждает священник.
Поэтому в православии мало натуралистичных образов и свидетельств людей, видевших это страшное место.
А как насчет конкретных примеров – свидетельств людей, которые в пограничном состоянии видели ад?
Примеров людей, видевших ад и вернувшихся к жизни, достаточно много. Чтобы не описывать здесь натуралистичные и драматические сцены, но могу предложить читателям набрать в поисковике имя данной девушки, нашей современницы, которая свидетельствует о собственном опыте. Ее история интересна и поучительна:
Мира и добра всем!