Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" опубликовал комментарий по поводу расходов населения РФ на питание и потребления продуктов. Сравнивая эти два показателя эксперт ВШЭ пришел к выводу, что снижение реальных расходов населения на питание в 2018 г. по сравнению с 2013 г. не привело ни к снижению энергетической ценности потребленных населением продуктов питания, ни к снижению потребления населением белков и жиров в силу оптимизации потребительского поведения.
Так ли это? Что говорят в ВШЭ - оптимизация произошла за счет покупок по скидкам, акциям и т.п.
Молочный рынок тесно зависит от уровня доходов населения, которые сокращались последние пять лет. Посмотрим, что об этом думает эксперт ВШЭ:
Реальные среднедушевые денежные расходы населения, по оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, в 2018 г. уменьшились на 0,6% по сравнению с 2017 г.
Кстати, по международным нормам, если расходы на питание составляют более 60% всех расходов (доходов), то группа населения считается бедной.
Реальные расходы на питание, оцениваемые по данным обследований бюджетов домашних хозяйств Росстата, уменьшились в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 3,6%: расходы на питание дома – на 3,7% (в том числе денежные расходы на домашнее питание – на 3,5%, стоимость натуральных поступлений продуктов питания – на 5,3%), расходы на кафе и рестораны – на 2,4%. Удельный вес расходов на питание в потребительских расходах населения вырос в 2015–2016 гг. до 38,7% (в 2013 г. он составлял 34,3%), но 2017–2018 гг. характеризовались обратной динамикой: в 2018 г. наблюдалось снижение доли расходов населения на питание до 35,2%, что, впрочем, все еще выше уровня 2013 г.
Опять же по оценкам ВШЭ расходы на питание у наименее обеспеченных 10% населения достигали максимума в 2016 году - 54,2%.
Объем розничных продаж всех товаров в 2018 году вырос на 2,8%. По продовольствию рост составил 2,1%.
Продажи мяса по сравнению с 2013 годом в 2018 году выросли на 2,4%.
Продажи яиц выросли на 4,4%. Продажи животных масел и жиров сократились на 20,2%. Продажи овощей выросли на 21%, картофеля - на 21,8%. Продажи молочной продукции сократились на 0,1%, рыбы и моллюсков - на 12,8%. Продажи фруктов выросли на 1,6%.
В 2018 г. по сравнению с 2013 г. население стало потреблять на 0,6 кг меньше рыбы в среднем на человека в год, но увеличилось потребление им мяса на 4,6 кг. Снижение среднедушевого потребления фруктов сопровождал рост на 7,6 кг по овощам (увеличение наблюдалось по огурцам и помидорам, корнеплодам, луку и чесноку, арбузам и дыням, а также бахчевым и прочим овощам). Сохранение энергетической ценности рациона россиян в последние годы связано с оптимизацией потребительского поведения.
На наш взгляд, это очевидно. Но есть и другие стороны ситуации. Из-за снижения покупательской способности населения, в магазинах последние годы активно процветали акции и "желтые ценники".
Продажи росли в ритейле в основном за счет "промо", производители на нем многого не выиграют. За июль 2018-го — июнь 2019 года доля промо в продажах выросла всего на 1 процентный пункт, до 53%, это самый медленный рост за пять лет. Сокращение этой доли приведет к росту доходов компаний, однако увеличит расходы граждан.
Если вам понравился материал, поставьте нам ❤ и поделитесь статьей . Так полезной информации будет больше. Подписывайтесь на наш канал. Больше новостей и аналитики молочного рынка на www.dairynews.ru