Найти тему
Нечехов

Как описать внешность персонажа

Оглавление

«Не могу визуально представить, как выглядит главный герой», — посетовал читатель моего детективного романа. Этот комментарий озадачил меня и заставил обратить внимание на описание внешнего облика персонажей в моих и чужих текстах.

Начинающие авторы иногда считают неважным описывать внешний вид персонажа, полагая что это устаревший прием. В результате читателю не за что зацепиться, он «не видит» персонажа. Он как бы не узнает его при каждом новом появлении в истории.

Другие педантично описывают внешность с избыточными деталями, которые не связываются в единый образ и плохо запоминаются. Читатель старается удержать этот рассыпающийся набор, но опять «не видит» персонажа.

Обе ошибочные тактики приводят к тому, что читатель не привязывается к персонажу и не испытывает желания следить за его приключениями, а значит за историей.

Кино вместо картины

Задача описания внешности: помочь читателю представить героя и запомнить. Поэтому из всех черт присущих персонажу надо выбрать те, которые выделяют его среди других людей. Описывая внешность полезно представить, как узнать этого человека в толпе, в вагоне метро, чем он отличался в семье, среди родственников, в школьном классе, что выделяет его среди соседей, соотечественников.

Действительно, на смену принятого классической литературой канона описания внешности как портрета ( или фотографии) пришел динамический портрет — описание внешности через действие. История не притормаживает, чтобы рассмотреть персонажа, а продолжает двигаться дальше, а читатель знакомится с внешними данными персонажа как в жизни — в ходе его действия. Например, персонаж закуривает и пламя освещает его длинный нос. Протягивает руку для рукопожатия и обнаруживается татуировка и тд. Говорит приветственную фразу и оказывается, что он заикается.

Аналогия: не вы остановили машину, чтобы разглядеть незнакомца на обочине, а он сел в машину и вы его разглядели по ходу движения.

Стерео-изображение

Чтобы читатель лучше представил и запомнил внешность персонажа полезно использовать 3d эффект — включить дополнительные чувства читателя: слух, обоняние и осязание. Не только описывать цвет глаз, волос, кожи и одежды, форму и размер тела, но какие особенные звуки он издает, чем пахнет и какой на ощупь. Шершавые ладони, запах кофе и щелканье суставов делают образ более запоминающимся.

Деталь — дополнительная метка персонажа. Классическая «трубка Шерлока Холмса» — гениальная деталь облика. Благодаря такой детали читатель надежно узнает персонажа и испытывает радость узнавания.

 Б. Камбербэтч из британского сериала
Б. Камбербэтч из британского сериала

Речь — особая индивидуальная характеристика. Она не только помогает образу персонажа «зазвучать» ( тихо или громко, уверенно или робко, заикаясь), но и показывает его внутренний мир: происхождение, образованность, убеждения (жаргон, акцент, цитаты). А еще речь добавляет временной параметр в описание персонажа: какое у него прошлое.

Внешность — не только внешний вид.

«Каждый человек после сорока ответственен за то лицо, которое у него есть». Это расхожее выражение можно применить к писателя: внешность персонажа не может быть случайной. Конечно, автор часто заимствует несет ответственность

Внешность персонажа — не просто описание наружности, при высшем пилотаже она намекает читателю о его характере, существующем конфликте, а также в неявном виде содержит всю историю.

Хорошим приемом будет описать внешность через контраст между внешним обликом (заурядным, привлекательным, нелепым и т.д) и характером (например, выдающимся, коварным, опасным).

Как раскрыть характер персонажа поговорим в следующей статье.