Найти в Дзене
UMNAZIA.RU

Как мыслят и развиваются дети в 3 года? А в 10 лет? Разбираем в деталях.

Сейчас будет немного науки и теории, но это очень знать каждому ответственному родителю.
Материал подготовлен экспертами Umnazia.ru

Познавательные навыки – теория когнитивного развития, которая была развита швейцарским ученым Жаном Пиаже. Став доктором философии Жан Пиаже начал работать в парижской школе, директором которой был Альфред Бине, изобретатель теста IQ.

Пиаже в какой-то момент своей карьеры задумался: «Почему дети в определенный период времени совершают одни и те же ошибки? Что происходит?».

Рассказываем:

От рождения до 2 лет – сенсорно-моторное развитие.

Исключительно действия с вещами, но абстрактное, символьное мышление неразвито. Если из поля зрения ребенка убрать предмет, то он о нем быстро забывает. Ребенок не может догадаться, что если игрушку прикрыть тряпочкой, игрушка под этот тряпочкой осталась.

Результат – к 2-3 годам ребенок способен экспериментировать: «если я сделаю так, то результат будет вот такой. Попробую сделать вот эдак». В этот момент ребенок готов начать оперировать символами.

От 2 до 7 –период дооперационных представлений.

Ребенок начинает понимать, что собака – это и собака на улице, и собака на картинке, и собака игрушка – это разные собаки, но все они собаки. Возникает способность к обобщению. Ребенку становятся доступны абстрактные понятия.

В этом возрасте очень важно играть, представлять себе, что крышка от кастрюли – это рыцарский щит, а кукла может оживать.

Но в этом возрасте ребенок еще не способен понять, что его мнение, его видение – это одно из видений в ряду других. Дети пока не умеют выделять главное, планировать, осознанно выбирать.

Именно поэтому дети уверены, что если к одному яблоку добавить еще одно, то получится два яблока, но не могут сделать вывод, что 1+1 =2.

В этой стадии ребенок способен воспринимать только наглядную информацию – объяснять ему умозрительные теории не имеет смысла. Именно поэтому многие родители, интуитивно чувствуя это, так много времени уделяют разглядыванию листочков и камней, ходят в музеи и так далее. Это очень важный и самый благоприятный для этого период жизни.

Постепенно ребенок учится думать над своими мыслями и оценивать свои эмоции – это уже абстракция и систематизация абстрактных понятий. Мне страшно (определение эмоции), потому что (причинно-следственные связи).

От 7 до 11 – период конкретных операций.

У ребенка появляется способность совершать операции – это некая последовательность действий, объединенная в одну группу. Возникает способность объединять объекты и представления не только в группы, но и составлять сложные иерархии внутри группы групп.

В этом возрасте ребенок способен наконец понять, что если разделить пластилин на много маленьких кусочков, то пластилина будет столько же.

С 11 до 15 – период формальных операций.

У ребенка развивается возможность гипотетического мышления. Стоящую перед ним задачу ребенок воспринимает не как конкретную задачу, а как тип задач, которые нужно решать определенным способом. Он способен выдвинуть гипотезу (идею, вопрос, решение), а затем оценить и выделить лучшую из них.

В этом возрасте формируется возможность нахождения и апробации всех возможных комбинаций решений, а не останавливаться после нескольких неудач.

На фото - Жан Пиаже
На фото - Жан Пиаже
Кстати, в Умназии вы можете найти курсы и задания для детей от 6 до 13 лет, для разных стадий развития мышления.

Что будет, если попытаться бежать впереди паровоза?

Понятно, что все возрастные границы здесь очень условны. Есть дети, которые интеллектуально развиваются немного или намного быстрее других. Можно приводить в пример Моцарта, который в 4 года уже виртуозно играл на клавесине и мог в течение долгого времени концентрировать внимание на создании музыки или упражнениях.

Но давайте говорить не о таких маргиналах, которых, вы несомненно заметите.

В 7-8 лет считается нормой, что ребенок, на вопрос «Чего на свете больше – цыплят или птиц?» не может сообразить и отвечает неверно. В этом возрасте детям также абсолютно несвойственно последовательно перебирать все возможные варианты решений. То есть можно, конечно, просить ребенка найти еще одно решение задачи, но попросить ребенка найти ВСЕ решения задач – это преждевременно и подавляющее большинство детей с этим не справится. Комбинаторика в этом возрасте плохо поддается изучению. Зато уже в 13-14 лет комбинаторика может быть объяснена и понята.

На Umnazia.ru дети проходят курсы, адаптированные под их особенности восприятия информации в разном возрасте
На Umnazia.ru дети проходят курсы, адаптированные под их особенности восприятия информации в разном возрасте

Именно поэтому меня, честно говоря, просто пугают объявления типа «Приглашаем детей 7 – 11 лет на курсы по программированию. Конечно, компаниям нужно зарабатывать деньги. И родители охотно готовы платить за будущее своих детей. Но! Это не только выброшенные деньги (ребенок просто не поймет или поймет не так), это также может просто исказить представление ребенка о своих способностях или об интересности программирования.

Вы замечали, что в начальной школе отличников и "хорошистов" намного больше, чем в средней?

Замечали, что ребенок, который хорошо учился в начальной школе далеко не всегда продолжает также легко успевать по всем предметам в средней? А иногда случается и наоборот – дети с посредственными отметками в начальной школе вдруг начинают показывать очень хорошие результаты в средней (особенно часто это бывает по отдельным предметам). А происходит это не потому, что ребенок вдруг резко поглупел или поумнел. Скорее, это произошло от того, что в начальной школе фокус системы образования смещен. И ребенка учат алгоритмам и правилам, но не учат думать.

И если в учебнике по окружающему миру параграфы не очень длинные, то человек эти параграфы успевает прочитать и запомнить. А потом, в 6 классе параграф по географии становится в 3 раза длиннее, но так как ребенок не умеет выделять главное, то он так же как и в началке пытается запомнить все. В результате у него либо тратится на это неимоверное количество времени, либо он часть важной информации не усваивает.

Познавательные навыки – это навыки, которые учат ребенка думать и рассуждать. Сегодня можно найти огромное количество самых разных книг и ресурсов, которые либо тренируют, либо тестируют уровень развития внимания, логики, памяти и так далее у ребенка.

И даже, что бы нам не говорили по поводу ВПРов (Всероссийская Проверочная Работа, которую пишут в конце каждого года в школах), многие задания оценивают именно развитие познавательных навыков.

Фото с ВПР для 3 класса
Фото с ВПР для 3 класса

То есть, если ребенок сдал ВПР хорошо, то познавательные навыки у него развиты. Беда только в том, что цель ВПР – это оценить средний уровень развития ребенка. То есть школа и учитель выполнили свой минимум. И это важно понимать. Нет задачи выявить лучших, задача, чтобы не было худших.

Именно поэтому мы в Умназии (Umnazia.ru) фокусируемся на развитии познавательных навыков. Мы хотим, чтобы дети не только отлично сдавали ВПР и экзамены, но и получали все необходимые умения и фундамент для учебы в школе, ВУЗе, и для построения успешной карьеры.

Попробуйте наш тренажер навыков мышления уже сегодня!

А про сами навыки – какие важнее всего для ребенка 6-13 лет и как их развивать рассказываем в следующей статье.