Найти в Дзене

Как кризис 1998 года помог достроить станцию м."Дубровка".

Оглавление

Приветствую Вас, мои дорогие москвичи и гости столицы!

На своем канале я буду публиковать заметки "некоренного" москвича, которого так влекут интересные факты из жизни города, в котором я провел половину своей жизни. Расскажу о мегаполисе, в который многие хотят попасть и занять свое "место под солнцем", но не у всех это получается. Хочу показывать вам город, который стал для меня родным, но который так недолюбливают многие представители регионов за централизацию власти и за наличие сверхбюджетов (и на это у них есть полное право). Прекрасная и такая противоречивая - наша столица-Москва.

Вид на Кремлевскую набережную (Яндекс.Картинки)
Вид на Кремлевскую набережную (Яндекс.Картинки)

Дубровка-рабочий поселок.

Сегодня я поведаю  историю, связанную со строительством станции метрополитена им.Кагановича Ленина -«Дубровка».

Но сначала расскажу про район и историю его формирования.

Историческая местность Дубровка располагается в Южнопортовом районе Москвы. Сейчас можно за 10 минут на машине добраться от этих мест до Садового кольца, а в 20-е годы прошлого столетия это была окраина Москвы, на которой только начиналась активная застройка рабочего поселка.

Рабочий поселок Дубровка 1920-е.Вид сверху.
Рабочий поселок Дубровка 1920-е.Вид сверху.

Первая часть "корпусов была построена в 19261927 годах между современными 1-й и 2-й Дубровскими улицами.

Рабочий поселок Дубровка 1920-е.
Рабочий поселок Дубровка 1920-е.

 Дома сохранились и по сей день, как архитектурное наследие в стиле "конструктивизма". Часто проезжая эти места думаю над тем, как футуристично смотрелись эти дома сто лет назад на фоне деревянных построек окраин.

1-ая Дубровская ул. в 2009.Фото: Евгений Чесноков
1-ая Дубровская ул. в 2009.Фото: Евгений Чесноков
1-ая Дубровская ул. в 2009.Фото: Евгений Чесноков
1-ая Дубровская ул. в 2009.Фото: Евгений Чесноков

Сейчас цены в таких домах от 8 млн.-11 млн. на 2-х комнатные квартиры. Еще копить и копить, чтобы прикоснуться к истории пролетариата)

Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1)

В 1932 г. на территории Дубровки появился  Государственный Подшипниковый Завод- крупное предприятие, которое в 80е годы насчитывало порядка 25000 сотрудников .

Подшипниковый завод (ГПЗ-1) 1961г. Яндекс.Картинки
Подшипниковый завод (ГПЗ-1) 1961г. Яндекс.Картинки

В 70-80-е годы расстояние до ближайшей станции метро «Пролетарская» Ждановско-Краснопресненской линии составляло порядка 2 км., и многим приходилось по долгу добираться на троллейбусе, соответственно, имелась потребность в новой станции. Так в конце 80-х в план строительства была включена  станция «Шарикоподшипниковская».

Схема метрополитена 1989. В нижнем правом углу обозначена строящаяся станция  «Шарикоподшипниковская»
Схема метрополитена 1989. В нижнем правом углу обозначена строящаяся станция «Шарикоподшипниковская»

Шарикоподшипниковская


Проектным названием станции было «Шарикоподшипниковская», именно так она была указана на схеме метро в 1989, как строящаяся станция. Благо,  позже было принято решение назвать станцию по исторической местности, считаю это решение верным, иначе к ЧМ 2018 пришлось бы студии Артемия Лебедева наносить на все схемы метро транслитерацию на английском языке  « Sharikopodshipnikovskaya»-(и только исландцы бы осилили такое произношение с их названиями вулкана-Эйяфьядлайёкюдль)

К слову, у  Подшипникового завода имелся и свой  Дворец Культуры, который стал  печально известен многим нашим согражданам событиями террористического акта в октябре 2002 года во время постановки «Норд-Ост», но это уже другая история 😥

Театральный центр на Дубровке. 2000-е
Театральный центр на Дубровке. 2000-е

Метро

Распад Советского Союза внес свои коррективы в строительство новой "салатовой" ветки метро, и лишь 28 декабря 1995 торжественно открылась первая построенная линия метро в постсоветском периоде-"Люблинская", с участком из 6 станций по маршруту от м.Чкаловская- м.Волжская, но, к сожалению, без Дубровки….

Открытие новых 6 станций Люблинской линии метро 25 декабря 1995г.
Открытие новых 6 станций Люблинской линии метро 25 декабря 1995г.

По новой ветке в день открытия проехали  Юрий Михайлович Лужков и Дмитрий Владимирович Гаев, у многих москвичей двоякие чувства к этим высокопоставленным личностям, но так как их уже нет в живых, думаю комментарии излишни.

Почему Дубровка не открылась в составе первого участка?

Дело в том, что во время строительства станции "Дубровка" был обнаружен подземный плывун - грунт, насыщенный водой, который разжижается под механическим воздействием, тем самым замедляя процесс рытья котлована, и даже такая технология, как заморозка грунта не помогала, так как на близлежащих предприятиях регулярно происходила утечка горячей воды тем самым подогревая плывун, находящийся под землей. В таких условиях глубокая заморозка была невозможна. Строительство метро "Дубровка" было приостановлено.

Почти четыре года поезда проезжали законсервированную станцию без остановок. В связи с этой задержкой даже была построена незапланированная станция «Кожуховская», которая теперь располагается не так далеко от Дубровки.

Метро "Кожуховская"-незапланированная станция метро. конец 90х гг.
Метро "Кожуховская"-незапланированная станция метро. конец 90х гг.
Сейчас расстояние от Дубровки до Кожуховской порядка 1.5 км. Яндекс.Карты
Сейчас расстояние от Дубровки до Кожуховской порядка 1.5 км. Яндекс.Карты

Но все изменилось в 1998 г...

Как вам известно, в стране произошел дефолт и, как итог, кризис 1998 года в экономике страны.

Очередь в пункт обмена валюты в 1998г.
Очередь в пункт обмена валюты в 1998г.

На фоне экономической ситуации близлежащие  заводы приостановили свою деятельность, перестав воздействовать и подогревать грунтовые воды. Это помогло метростроителям закончить проходку проблемного участка и достроить наклонный ход. 

В результате станция была открыта в составе уже действующего участка «Крестьянская застава» – «Кожуховская» 11 декабря 1999 года.

Открытие станции Дубровка 11 декабря 1999г. Фото: Александр "Russos» Попов
Открытие станции Дубровка 11 декабря 1999г. Фото: Александр "Russos» Попов

Главное украшение вестибюля «Дубровки» — мозаика авторства известного скульптора Зураба Церетели.

Главное украшение вестибюля «Дубровки» — мозаика авторства известного скульптора Зураба Церетели. Материалом для стен стал светлый мрамор, а пол покрыт черным, серым и красным гранитом.
Главное украшение вестибюля «Дубровки» — мозаика авторства известного скульптора Зураба Церетели. Материалом для стен стал светлый мрамор, а пол покрыт черным, серым и красным гранитом.

Вот так благодаря экономическому кризису 1998 года, во время которого предприятия прекратили свою работу, строителям удалось возвести станцию Дубровка на улице Шарикоподшипниковской.

ул.Шарикоподшипниковская.Фото: Евгений Чесноков
ул.Шарикоподшипниковская.Фото: Евгений Чесноков

В целом, изучая материал по данной теме, стало как-то грустно и тоскливо от того, что некогда мощные заводы превратились в площадки для рынков "ширпотреба". Метро в 90-е строили уже не на совесть, как в СССР, а с множеством недоделок. Например, сдачу участка "Люблино-Марьино" перенесли аж на целый год. Ну и куда же без коррупции? Станция Кожуховская обошлась в 2.5 раза дороже первоначальной сметы и долгое время возглавляла список самых дорогих построенных станций Москвы. Кто бывал на этой станции поймет, что дело далеко не в изяществе архитектуры.

Хочется верить, что пока в мире бушует пандемия COVID-19,в нашей природе и быту незаметно для глаза так же происходят и позитивные изменения. Время покажет!

Благодарю Вас, за внимание!
Берегите себя и своих близких!

Подписывайся на канал Fucktология, чтобы не пропустить новые интересные факты.