Найти тему
Спортивный накал

Автобус для села: КАВЗ-685 и его последователи

Завод в Кургане строить начали в 1953 году, в 1957 году вышел указ о налаживании производства автобуса ГЗА-651 на новом заводе под индексом КАвЗ-651. Автобус был построен на шасси ГАЗ-51. Прмиечательно, что изначально планов по производству автобусов в Кургане не было и завод строили для нужд оборонного комплекса.

Автобус первый был выпущен в 1958 году, на 4 года раньше, чем в Краснодаре, он имел 19 мест для сидения, всего вмещал 23 человека.

КАВЗ-651
КАВЗ-651

Двигатель ГАЗ-51, устанавливавшийся на автобусы, развивал 70 л. с. Этот двигатель устанавливался до 1971 года, затем был заменен карбюраторным двигателем V8 производства ЗМЗ.

В первый год было выпущено 508 автобусов, в следующем году втрое больше – 1511, в 1960 объем выпуска был удвоен – 3434 автобуса.

Проектная мощность завода была 5 тысяч автобусов год, на нее в Кургане вышли за первые пять лет, а в 1967 году здесь уже праздновали выпуск 50-тысячного автобуса! Удавалось и перевыполнить план, выйти за пределы проектной мощности и выпустить за год более 5 тысяч автобусов.

В 1967 году автобус начал выпуск КАвз-685, которая под различными индексами модернизации выпускалась до 1993 года.

КАВЗ-685
КАВЗ-685

Автобус имел 21 место для сидения, номинальную вместимость в 28 человек, шасси было от грузовика ГАЗ-53А.

Позднее, после проведенной модернизации, автобус получил индекс 3270, который соответствовал ГОСТу.

В 1989 году был разработан новый автобус на базе шасси более современного ГАЗ-33074. Автомобиль получил название КАВЗ-3976.

КАВЗ-3976
КАВЗ-3976

Автобус был перепрофилирован из автобусов в спецмашины, из-за чего вторая цифра в индексе поменялась с двойки на девятку. В различных модификациях выпускался до 2008 года. С уходом этого автобуса закончилась эпоха капотных автобусов в стране.

Завод постоянно модернизировался, объемы выпуска наращивались, колхозы и сельские предприятия очень активно покупали автобусы, но после распада СССР на КАвЗе начался спад производства: 1989 – 20 тысяч автобусов, 1994 – 4 тысячи, 1997 – 769... Начались сокращения рабочих, к 1999 году численность рабочих уменьшилась на 25%.

Всего было выпущено 450 тысяч автобусов различных моделей марки КАвЗ. Автобус пользовался спросом в местах с плохим развитием дорожной сети с твердым покрытием, на базе автобуса выпускалось множество модификаций спецмашин.

КАВЗ-685 во время испытаний
КАВЗ-685 во время испытаний

Сам завод в 2003 году вошел в «Группу ГАЗ», это во многом и спасло его от бесперспективного вымирания после ужесточения экологических стандартов – выпускать капотные автобусы с дорогостоящими двигателями не имело никакого смысла, они бы потеряли свое главное преимущество – низкую цену.

В настоящее время на КАвЗе выпускаются бескапотные автобусы мелкой и средней вместимости разработки ПАЗ, также входящего в «Группу ГАЗ». Численность рабочих никоим образом не сравнится даже с той, что была в конце 90-х – на заводе сейчас работает около 600 человек.

Несмотря на трудные времена, в 2014 году было завершено проектирование бескапотного низкопольного городского автобуса КАВЗ-4270.

КАВЗ-4270
КАВЗ-4270

В 2017 году автобус был запущен в серийное производство, в настоящее время эксплуатируется в нескольких городах России. Первый экземпляр автобуса работает в родном Кургане.

... Капотные КАвЗ стали целой эпохой, на базе автобуса было выпущено множество модификаций спецтехники – начиная с автозаков и заканчивая школьными автобусами.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются