Найти в Дзене
Гипермышление

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ (Часть 3. Анализ результатов)

Оглавление

Первая часть - ЗДЕСЬ,
Вторая часть - ЗДЕСЬ.

ВНИМАНИЕ - много слов!
Исследование проводилось в начале 2000-х, но тогда удалось спрогнозировать потребность в такой услуге, как "исследование поведения потребителя"!

I. Анализ данных (зависимые переменные)

Сколько сотрудников организации решают маркетинговые задачи

Ситуация с маркетингом в организациях среднего бизнеса складывается следующим образом: 2% организаций вообще не выделяют человека для решения маркетинговых задач, 13% - есть только один человек, следовательно 15% организаций не имеют реального маркетинга – это потенциальный клиент! Основная доля компаний 61% имеют от 2-х до 5-ти человек в маркетинге, что можно уже считать отделом, они уже осознали проблемы, обозначили круг решаемых задач, но, похоже, что без какой либо специализации среди маркетологов. От 6 до 15 человек 19% организаций имеют сильный специализированный отдел маркетинга, и только 5% организаций имеют в маркетинге свыше 15 человек, похоже, эти организации живут и строят свою деятельность исходя из потребностей рынка. 85% организаций имеют отдел маркетинга, это подтверждает тот факт, что средний бизнес – это реальный рынок и компаниям нужен маркетинг, и они делают его сами! Но достаточно ли развиты службы маркетинга?

Доля сотрудников организации, решающих маркетинговые задачи

Это показатель, отражающий отношение людей занятых в маркетинге к общей численности персонала. 28% организаций имеют в маркетинге менее 2% сотрудников(!). Эти организации решают только единичные задачи маркетинга. В 29% организаций в маркетинге задействованы 2-5% сотрудников, что говорит о наличии потенциала, но при этом происходит перегрузка маркетинговыми задачами на одного человека. Следовательно, эти 57% организаций среднего бизнеса являются потенциальными потребителями МУ. От 5 до 20% сотрудников в маркетинге говорит о нормальной ситуации в 30% организаций. В 13% организаций среднего бизнеса маркетинг является главной функцией, где свыше 21% сотрудников занимается маркетингом, это продвинутые в области маркетинга организации, где менеджмент ориентирован на рынок и потребителей.

Частота обращений в маркетинговые агентства за год

Показательный в отношении к маркетинговым услугам график демонстрирует, что подавляющее большинство – 64% организаций среднего бизнеса ни разу не обращались к маркетинговым агентствам, это можно объяснить либо профессионализмом персонала, делают весь маркетинг сами, либо они не делают его вообще. И в том и в другом случае нужны профессиональные инструменты. Один раз за год обращались – 18% организаций, это говорит о том, что они тоже могут решать маркетинговые задачи сами и не нуждаются в услугах. В этом случае нужно уметь показать СБ получаемую выгоду от маркетинговых услуг. Другие 18% организаций обращавшиеся в агентства более 2 раз в год – потенциальные клиенты, требующие узкой специализации.

В чем ценность маркетинговой услуги

Ценность МУ в данном случае заключается в том, что организации готовы платить деньги за то, что они хотят и что им нужно. На первом месте, 59% респондентов считают, это выявление новых сегментов рынка, т.е. позиционирование на рынке, и знание актуальных потребностей, т.е. углубление своей позиции на рынке. На втором месте, 55% - расширение рынка сбыта. Примечательно, что большинство респондентов связывают ценность с собой, со своей организацией и не видят главной ценности маркетинговой услуги на рынке и тем более странным, иначе как непониманием сущности маркетинга это объяснить нельзя, последнее место (!) занял пункт – удовлетворенность клиента. А ведь именно удовлетворенность клиента показывает знание его потребностей и приносит деньги компании в конкурентных условиях.

Кто в вашей организации занимается вопросами маркетинга

Как и предполагалось организации среднего бизнеса имеют деление на отделы и почти в половине организаций - 48% функция и задачи маркетинга лежат на соответствующем отделе. На втором месте - 30% решение вопросов маркетинга берет на себя генеральный директор, это можно объяснить тем, что он ориентирован на рынок, и осознает важность маркетинга. В дополнение к сказанному, можно отметить, что в малых организациях, из которых вырос СБ, маркетингом занимается руководитель. Третье и четвертое место в ответах, занимают соответственно, коммерческий директор и отдел сбыта, отвечающие за реализацию продукции. Отдельный сотрудник, занимающийся маркетингом упоминался в 23% ответов. По тому, кто в организации занимается маркетингом можно определить широту охвата маркетинговых задач.

Какие задачи в области маркетинга вы решаете

Самой популярной - 83% ответивших, как и ожидалось, отметили задачу, связанную с продвижением продукта, это реклама, «PR», «промоушен», прямые продажи, т.е. задачи, которые формируют спрос. На втором месте, по 65%, маркетинговые исследования и создание каналов сбыта, т.е. знание рынка и его освоение. На третьем месте, по 45%, развитие продукта и обучение персонала. Видно, что компании предпочитают продвижение продукта его развитию, поэтому очевидна слабая ориентация на удовлетворенность клиента. С другой стороны, не понятно кто будет проводить изучение и освоение рынка, это требует обученного персонала. Интересно (!) то, что при низкой доле сотрудников, занятых маркетингом (Рис. 3), и при отсутствии обращений в маркетинговые агентства, развитие службы маркетинга стоит на последнем месте. Этот факт дает повод для оптимизма развития рынка маркетинговых услуг. При таком отношении к маркетингу внутри организации потребуется организованный внешний маркетинг в виде консультантов, решающих сложные, специализированные задачи и специфические проблемы. С другой стороны этот факт дает основание полагать, что будет востребована такая услуга со стороны консалтинговых управленческих и маркетинговых агентств, как постановка работы и развитие службы маркетинга, развитие продукта и обучение персонала.

Задачи из области маркетинга и их решение в организациях среднего бизнеса

Все задачи представляют шесть характерных групп задач: анализ рынка – 5 задач; продвижение продукта – 5 задач; каналы распределения – 3 задачи; разработка и развитие продукта – 3 задачи; развитие службы маркетинга – 3 задачи и обучение сотрудников в области маркетинга – 3 задачи.

Предполагаемые варианты ответов о выполнении маркетинговых задач раскрываются следующей логикой: 1- нет потребности, это задачи, на которые не надо обращать внимания, рынок еще до них не созрел; 2- задачи, представляющие собой реальные потребности, незаполненную нишу, задачи, осознание которые уже пришло, и они будут в ближайшее время востребованы организациями СБ; 3- существующее положение маркетинга в организациях: сильные и слабые стороны; 4- состояние рынка (предложение), те задачи, которые в настоящий момент организации СБ заказывают маркетинговым агентствам.

Задачи из области маркетинга, выполняемые самостоятельно

Показательно, что СБ все пытается делать сам, об этом говорит масштаб шкалы, но поскольку большинство организаций имеют не достаточно развитую службу маркетинга, то можно предполагать о низком уровне решения задач маркетинга.

Первое, что предпочитают выполнять самостоятельно СБ – это следующие задачи: анализ предложения конкурентов, что говорит о конкурентной среде; организации сами разрабатывают стратегию; участвуют в изучении рынка и видят маркетинг как составляющую стратегии, это же подтверждает высокое значение самостоятельного выполнения задачи по выработке маркетинговой стратегии. Второе – это анализ спроса на продукт, организации сами это делают в рамках анализа динамики продаж. Прямые продажи и получение обратной связи от клиента выполняются преимущественно самостоятельно, что говорит об интересе организаций СБ к клиенту, организации хотят быть ближе к нему.

С другой стороны, меньше всего организации занимаются брендом, его анализом и изучением, созданием. Выходит, что СБ не работает с брендом, а имя (бренд) нужно любой организации, ведь бизнес – это «фантазия» помноженная на «ожидания». Эти факты говорят, что задачи связанные с брендом не понятны для СБ, и в них кроется потенциально востребованный продукт. Также самостоятельное использование и ведение Интернет бизнеса не распространено, пока это прерогатива специалистов "IT" и похоже Интернет не дает СБ преимуществ в конкурентной борьбе и не способствует усилению связи с потребителем.

Задачи из области маркетинга, которые заказываются у внешних организаций

Средний масштаб задач, которые выполняются в агентствах, составляет 10-15% от всех выполняемых маркетинговых задач. Из них самая распространенная задача связана с рекламной кампанией – 37%, к этому также можно отнести услуги "PR" – 16%, это уже сложилось в отдельный и устойчивый бизнес. Обучение продажам, брендингу и аналитике рынка соответственно 23%, 18% и 18%, что говорит об осознанности и востребованности обучения, это тоже сложившийся бизнес, связанный с обучением маркетингу персонала. Как уже было отмечено выше, Интернет бизнес действительно имеет место в качестве специализированной услуги для СБ.

Парадоксально, что организации не заказывают построение отдела маркетинга консультантам при слабой функции маркетинга. Примечательно, что развитие продукта не доверяется внешним консультантам, что приводит к упущению новых креативных идей и потере рыночных возможностей, это также свидетельствует о непонимании роли продукта, как части стратегии. Логичным выглядит нежелание отдавать получение обратной связи от клиента агентствам, т.к. компании СБ ближе к клиенту. Противоречиво проявился анализ предложений конкурентов, на фоне одноименного критерия выбора маркетинговых агентств, что говорит об отсутствии объективной информации о состоянии рынка и своем положении на нем.

Задачи из области маркетинга, в которых есть потребность, но пока не решаемые

Эти задачи показывают потенциально реальный рынок продукта – маркетинговые услуги, необходимость в которых уже назрела, но пока эти задачи не решаются ни салами организации, ни силами маркетинговых агентств. Этот продукт представляет новую пока не занятую нишу. Масштаб этого потенциального рынка сравним с существующим рынком маркетинговых услуг.

Первая по актуальности задача связана с анализом поведения потребителя, СБ появилась потребность иметь портрет своего потребителя, что больше, чем просто знать его актуальные потребности. Портрет потребителя означает знание того, что еще он покупает?, как принимает решения?, какие у него существуют проблемы? и т.д. Также подтверждением этому является актуальность задачи получения обратной связи от клиента.

Вторая задача - это расширение функций отдела маркетинга, это означает, что компании СБ осознают и чувствуют необходимость во внутреннем развитии в рамках отдела, не перестраивая систему взаимодействия с другими отделами, и управления в целом. Но, они считают, что могут сделать это сами, не прибегая к консалтингу.

Третья и четвертая задачи связаны с анализом рынка и выработкой маркетинговой стратегии - это осознание средним бизнесом стратегического значения маркетинга.

Удивило безразличие к развитию и разработке нового продукта, что говорит о слабом понимании и недостаточной рыночной направленности. Иллюзию того, что они уже делают и имеют нужный продукт, еще предстоит развеять. Оказалась не востребованной задача прямых продаж, это похоже сильно развито в СБ, а вот потребность в "PR" еще не до конца удовлетворена и за это похоже СБ готов платить. Другой, пока не до конца осознанной и удовлетворенной потребностью являются задачи «промоушен» и поддержка продаж. Упоминаемый ранее брэнд и задачи его создания, анализа и развития, похоже, только начинают осознаваться и ощущаться.

В целом, на рынке маркетинговых услуг есть не удовлетворенные потребности и возможности, нужно только найти правильный подход, сами задачи уже известны.

Задачи из области маркетинга, в решении которых нет необходимости

Эти задачи пока не осознаны средним бизнесом, актуальности им пока не добавляет состояние самого рынка, в котором функционируют компании. Но, тем не менее, это может быть следующим шагом развития рынка МУ и продуктом для маркетинговых агентств. Доля этих "замороженных" задач составляет 15%, что сравнимо с существующим рынком МУ и больше рынка потенциально востребованных услуг.

Первое, в чем пока нет необходимости, - это анализ бренда, это же подтверждает отсутствие необходимости в обучении брендменеджменту и создании бренда. Явное свидетельство непонимания значения имени организации. В этом случае нужны объяснения, а для развития потребности необходимо дать попробовать, почувствовать организациям, что такое настоящий бренд.

Второе, нет необходимости в логистической системе поставок, возможно это от непонимания логистики, или сложности со сбытом, может быть это результат неустойчивости рыночных отношений. Возможно, проблема в сбыте, а не в снабжении и это не самая первоочередная задача, хотя сбыт одной компании является снабжением для другой (при сравнимой доле бизнеса ориентированной на организации).

Третье, расширение функций отдела показывает помимо реально назревшей потребности и большой скрытый потенциал для развития организации, в том числе стратегического, и для формирования соответствующего рынка МУ. Понятно, что содержательно многие задачи пока не решаются.

Причины выполнения маркетинговых задач силами самой организации

Основные причины: во-первых, оперативность решений и быстрота, во-вторых, дешевизна выполнения задач своими силами. Явно маркетинговые исследования не попадают под требование оперативности решений. На третьем месте - профессионализм сотрудников, что говорит о возможной переоценке своих сил. Четвертое – соблюдение конфиденциальности при выполнении маркетинга своими силами. На пятом месте – надежность, что подтверждает английскую пословицу «Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Интересно, что эффективность и применимость также на пятом (!) месте и это означает, что организации готовы мириться с низкими результатами и, видимо, не считают косвенных затрат, только было бы оперативно, дешево и конфиденциально.

Чтобы «отвоевать» у организации задачи, выполняемые внутри организации (прежде всего продвижение продукта, маркетинговые исследования и создание каналов сбыта) и сделать их внешними, агентству необходимо доказать оперативность не только своей работы и исполнения, но и экономичность трансакций и эффективность коммуникации. Предлагаемая услуга должна быть основана на создаваемом эффекте (снижение расходов на рекламу, увеличение объемов сбыта, …), а не односторонней оценке стоимости МУ. Нужно также убедить в гарантии сохранения информации от конкурентов.

Причины обращения к маркетинговым агентствам

Первоочередная причина – это высокий профессионализм, который должен быть выше, чем у людей в организации, для чего требуется специализация (судя по ответам на открытые вопросы). На втором месте – получение информации о конкурентах, что должно, с одной стороны, требовать от маркетингового агентства высокого этического уровня, а с другой стороны, знания рынка, в том числе конкурентов. Третье, это невозможность делать всё силами самих компаний и они это понимают, следовательно, необходима специализация и возможность концентрации усилий на ключевых задачах. Четвертое, что готово заинтересовать СБ, это дополнительные услуги, опции и новые возможности. Необходимо учесть, что на диаграмме указаны причины, которые назвали все респонденты, а большая часть не обращалась за МУ, следовательно, это их предположения или сложившиеся стереотипы.

Важно отметить, что не является первоочередной причиной, это удобство и творческое взаимодействие, т.е. креатив и развитие работников в ходе проекта не интересует, либо в это не верят. Также надежность результатов, эффективность и оперативность не то, что ищут, обращаясь в маркетинговые агентства. Объяснение может быть следующим, организации от агентства ждут готовых решений (профессионализм – выступление в качестве эксперта в области знаний о конкуренте) не определившись с собственной проблемой. Можно ожидать, что информация о рынке и конкурентах в виде готовых решений будет ходовым товаром на данной ступени развития рынка и самих компаний.

Сравнение причин выполнения маркетинга внутри и вне организации

Наибольшее расхождение в ответах в оперативности, это показывает, что трудности возникают с объяснением, «что нужно», сложно сформулировать задачу, разный язык и понимание. Вторым по значению расхождения в ответах о дешевизне, пока организации СБ считают МУ в качестве издержек, а не инвестиций, они не готовы платить, не верят, не исполняют всех рекомендаций. Часто если заказчики видят, что результаты исследования подтверждают имеющиеся у них представления, то не знают, за что платить. Однако при этом верят в большую надежность результатов, полученных своими силами. Эффективность и применимость, также не в пользу агентств, над этим надо существенно поработать, что симптоматично указывает на потенциальные конфликты и проблемы в отношениях с заказчиком. Расхождение в пользу агентства касается профессионализма работников, что необходимо показать и доказать. Важно учесть и тот факт, что стремление узнать о конкуренте, более востребовано, чем сохранение информации о себе.

Где в организации возникает осознание необходимости маркетинговой услуги

Однозначно, осознание происходит в отделе сбыта, это снижение объема продаж, своего рода индикатор, отдел сбыта больше, чем кто-либо другой владеет информацией о клиентах. Вторым по осознанию является генеральный директор, что обусловлено его постоянным вниманием к рынку, отслеживанием доли рынка и финансовых потоков. Примечательно, что отдел маркетинга также осознает ограниченность своих возможностей и необходимость МУ. Отдел финансов оказался далеким от осознания необходимости оценивать вклад отделов, при существующей проблематике оценки эффективности МУ (для справки, отдел финансов пока не рассматривает внутренние отделы и подразделения как источники прибыли, особенно это касается СБ, где все финансы контролирует генеральный директор).

Также можно сказать, что в отделах производства и персонала нет осознания необходимости МУ и они не вовлечены в маркетинг, а отдел НИОКР похоже и вовсе отсутствует в организациях СБ. В целом такая ситуация лишний раз подтверждает, что между отделами нет взаимосвязи.

Источники информации о маркетинговых агентствах

Самый популярный источник информации о МА это Интернет, что говорит об информационной эпохе - удобно, быстро, много. Качество и надежность информации на этом этапе не имеют большого значения. Но сам этот факт говорит об обязательном присутствии агентства в Интернете: качественно сделанный сайт, регулярные его обновления, демонстрация основных результатов и возможностей и т.п.

Вторыми по популярности идут специализированные издания, дайджесты, профессиональные сборники, что говорит о необходимости обозначения своего присутствия в профессиональном сообществе маркетинговых агентств.

Примерно равные по популярности другие источники информации говорят о необходимости продвижения по всему спектру, от справочников, до рекомендации друзей, при этом результаты деятельности агентства также несут в себе важную информацию. Меньше всего обращаются за информацией к рекламным агентствам, видимо, из-за их ангажированности, либо просто уже не верят рекламе.

Кто принимает решения о необходимости обращения в МА

Генеральный директор в СБ ключевая фигура в принятии решений и все обращения должны быть к нему. Можно отметить, что коммерческий директор и руководитель отдела маркетинга тоже принимают участие в принятии решения и необходима их поддержка и понимание, МА следует быть готовым к их вопросам и требованиям. Примечательно, что финансовый директор меньше всего проявил свое влияние в данном решении. Возможно, это объясняется тем фактом, что в среднем бизнесе финансы еще находятся под контролем генерального директора.

Критерии выбора маркетингового агентства

Критерии - это то, на что обращают внимание при сравнении альтернатив и предложений и, что учитывают, когда принимают окончательное решение.

В первую очередь, необходимо отметить три главных критерия: качество услуг, успешный опыт и стоимость услуг.

Качество услуг - это желание получить убедительный результат, но для этого нужно понять, что вкладывает в понятие «качество» человек принимающий решение о маркетинговом агентстве, но с определенностью можно сказать, что качество – это улучшение деятельности компании.

Успешный опыт - показывает прагматичность СБ, организации готовы закрепить успешный опыт и заказывать дальше МУ. Но как быть если большинство не заказывало МУ, а часть которые заказывали, имели посредственный опыт или остались не совсем довольны?

Стоимость услуг - как критерий показывает непонимание истинной деятельности, и в чем выражается вклад, который получает организация, заказывая МУ. Стоимость - это отражение не только сложности измерения результата, но и обоснования для выделения бюджета. Поэтому нужно опираться на калькуляцию затрат, не забывая об оценке результата и вклада маркетинговой услуги, т.е. того в чем проявляется эффект и каким образом его можно измерить.

К следующим по уровню значимости критериям можно отнести надежность, рекомендации знакомых, специализация, возраст агентства, сроки исполнения, известность и масштаб деятельности.

Надежность - это отражение конфиденциальности информации, переданной в агентство, и достоверности полученных результатов.

Рекомендации знакомых - показывают важность личных связей и доверительной информации, что еще раз подчеркивает важность достоверности информации и нежелание платить за поиск МА, брать на себя транзакционные издержки, связанные с контактами, коммуникацией, переговорами.

Специализация, за которой скрывается профессионализм, но вопрос о самой специализации и в чем конкретно она заключается - остается открытым. Можно сказать, что организации не понимают и не уделяют внимание сути маркетинга, а ждут большего понимания специфики их бизнеса и решения конкретных вопросов со стороны агентств.

Возраст агентства - это критерий, который не очень впечатляет средний бизнес, его необходимо чем-то усилить и подкрепить.

Сроки исполнения важны, когда делают маркетинг сами, а когда агентство, то сроки исполнения не являются критичными.

Известность, да, но рекомендации знакомых более важны.

Масштаб деятельности - это критерий, раскрывающий размеры маркетингового агентства. Размах деятельности и штат сотрудников не играют значимой роли при обращении и принятии решений СБ о выборе маркетингового агентства.

Самыми мало значимыми оказались следующие критерии: имидж, личность руководителя и дополнительные возможности.

Имидж на последних местах в критериях выбора агентства, что вызывает недоумение, поскольку именно качество услуг и создает имидж агентству. Скорее такое положение вызвано злоупотреблением или непониманием слова "имидж".

Личность руководителя не оказывает какого-либо значимого влияния на выбор агентства, что говорит о пассионарности и отсутствии в СБ устойчивых связей с маркетинговыми агентствами. Отсутствует успешный опыт для построения устойчивых личностных отношений и это еще раз подтверждает факт неразвитости рынка маркетинговых услуг.

Дополнительные возможности – этот фактор не проявил себя – и это вызывает недоумение, поскольку среди причин обращения в МА (см рис. 15) дополнительные услуги, а значит и возможности, были отмечены. Объяснением может служить то, что, вероятно, существуют не решенные проблемы при реализации основных возможностей предоставляемых в ходе оказания МУ.

Примечательно, что критерии выбора маркетингового агентства разделились на качественные, которые более приоритетны и количественные – менее приоритетные. Пункт "другое" раскрывает вариации данных критериев и логику их трактования самими потенциальными клиентами.

II. Анализ выборки

Распределение по должностям

Как первоначально ставилось в целях исследования, так и практически основу выборки составили директора предприятий 23% - это говорит о направленности работы руководителей на рынок. Начальники и руководители отделов маркетинга - 29%. Специалисты в области маркетинга и менеджеры по продажам 36% – это люди реально выполняющие маркетинговые функции (для справки, в проводимом 3 года назад исследовании, сотрудники большинства организаций не могли найти различие между рекламой и маркетингом, не говоря о других функциях маркетинга).

В целом 52% выборки – идеальный респондент нашей целевой аудитории. Поскольку выборка формировалась случайным образом, несмотря на определенную квотность в анкетировании, с уверенностью можно сказать, что мы получили репрезентативный результат. Подобное распределение по должностям говорит, что респонденты компетентны в вопросах маркетинга, причем на всех организационных уровнях.

Стаж работы

Показателем осведомленности о состоянии маркетинга на конкретном предприятии является стаж работы. Так, 6% респондентов работают в должности меньше года, что недостаточно для осознания ситуации в организации и можно ожидать неадекватных ответов, вызванных процессом социализации. 24% опрошенных со стажем 1-2 года, это люди в которых организация «вкладывает деньги», обучает и продвигает. 41% респондентов работают в должности 3-5 лет, можно сказать это люди делающие маркетинг, поскольку они знают как организацию, так и успели узнать внешнюю среду. 25% со стажем 6-10 лет, это люди пережившие в организации кризис 98 года, знают как создавать рынок и завоевывать его заново. 4% - старожилы со стажем свыше 10 лет, можно ожидать от них знания динамики развития компании и динамики развития продукта. Распределение респондентов по стажу работы свидетельствует об адекватности в ответах не только по состоянию маркетинга в организации, но и по положению организации на рынке.

Численность персонала

Согласно определению среднего бизнеса, одним из признаков целевой аудитории является численность персонала равная приблизительно 50 чел. 25% и 21% (в сумме 46%) это организации, принявшие участие в опросе с численностью персонала от 25 до 100 человек – это, можно сказать, целевая аудитория. Есть некоторые предпосылки считать средним бизнесом организации с численностью персонала свыше 100 и даже 400 человек, это организации, предлагающие свой продукт. Если респондент отвечал по своему подразделению, то это подразделение можно рассматривать как средний бизнес. В связи с технологической отсталостью в области автоматизации и компьютеризации эти организации также можно отнести к среднему бизнесу (для справки, 100 – 400 человек это уровень пекарни и мукомольного комбината соответственно). Также к среднему бизнесу можно отнести организации с численностью персонала менее 25 человек, при условии наличия новых организационных форм и отношений, «аутсорсинга» и организаций, входящих в структуру холдинга.

Возраст организации

Выборка по возрасту показала, что возраст большинства (47%) организаций СБ составляет 6-10 лет, т.е. образовались после 91 –94 года в «пост перестроечное время», доказали свою состоятельность в кризис 98, нашли свое место на рынке и своего клиента. Небольшая часть организаций, всего 12% выросли до среднего бизнеса за 1-2 года, у них есть деньги и идея продукта, свое, отличное от других видение рынка и маркетинга, новые сотрудники. Незначительное количество имеет возраст более 10 и совсем мало организаций более 50 лет и их можно охарактеризовать как компании знающие динамику рынка, с историей продукта.

Виды бизнеса по направленности на рынок

Выборки 48% - это рынок конечного потребителя и 52% - рынок организаций - показывают и доказывают, что это выборка среднего бизнеса, поскольку структура крупного бизнеса на 2/3 ориентирована на промышленные рынки организаций. Большой бизнес – это политика и отраслевая технология, а средний бизнес – это рынок и, следовательно, маркетинг.

Сферы бизнеса

Организации производственной сферы составили в выборке 39%, это предприятия создающие свой продукт, и они не могут существовать на рынке без сильной функции маркетинга. Информационный бизнес 8% – это тоже бизнес, основанный на продукте. Сфера услуг 22%, также ориентирована на продукт, который требует маркетинга, при этом необходимо учесть, что персонал организации входит в непосредственный контакт с потребителем, поэтому качество персонала напрямую влияет на качество «продукта». Итого 69% предприятий занято выпуском продукта, им нужен маркетинг, они просто обязаны опираться на маркетинг, если хотят выпускать продукт, востребованный на рынке. Нужно приложить максимум усилий, чтобы привлечь этот целевой для маркетингового агентства сегмент. Для организаций сфер торговли и продаж 30% - это организации, предоставляющие клиенту возможность выбора, и это их самая главная функция, поэтому сложно рассчитывать, что они будут заказывать маркетинговые услуги.

--

Продолжение следует...