Янтарную комнату в Екатерининском дворце называют "восьмым чудом света", ею любуются туристы со всего мира, над загадкой ее исчезновения ломают головы историки и краеведы. Откуда же появилась в Царском Селе эта таинственная комната?
Прусские корни
В 1701 году король Пруссии Фридрих I и его супруга София-Шарлотта в рамках торжеств по случаю коронации посетили прусский город Кенигсберг (современный Калининград), европейскую столицу янтарного промысла. В качестве подарка королевской чете преподнесли две большие рамы, выполненные из янтаря.
Вернувшись в Берлин, Фридрих, озадаченный перестройкой столицы, решил украсить янтарными панелями комнату в Литценбурге, личной резиденции королевы. Такое оформление должно было стать изюминкой дворца, ведь колоссальными залежами янтаря ни одно государство, кроме Пруссии, похвастаться не могло.
Откладывать дело в долгий ящик не стали. За разработку проекта янтарных панелей тут же взялся архитектор королевского двора Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. Реализацию чертежей доверили его коллеге Андреасу Шлютеру, на помощь к которому датский король Фридрих IV командировал своего «художника и янтарных дел мастера» Готтфрида Вольффрама. Заканчивали Янтарный кабинет спустя 10 лет данцигские мастера Эрнст Шлахт и Готтфрид Турау. Но ни король Фридрих I, ни его супруга София-Шарлотта смонтированную янтарную диковинку так и не увидели.
Следующий прусский король Фридрих-Вильгельм I был человеком очень практичным, денег на затратные эстетические изыски откровенно жалел. Вступив на престол в 1713 году, он тут же остановил все дорогостоящие работы, запланированные отцом. Но даже он не смог устоять перед созданной янтарной красотой: панели вмонтировали в один из кабинетов Берлинского королевского замка.
Здесь во время визита в Пруссию и увидел впервые янтарное чудо Петр I, и, как пишет С.Н. Вильчковский, «довольно бесцеремонно выпросил себе этот кабинет».
Фридрих-Вильгельм I просьбу без внимания не оставил, и в ноябре 1716 года в честь заключения союза между Россией и Пруссией преподнес русскому царю в числе дипломатических подарков Янтарный кабинет.
В письме своей супруге Екатерине Петр I по этому поводу написал: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».
Через пару лет Фридрих-Вильгельм I получит ответный подарок, надо сказать, весьма интересный: 55 гренадеров исполинского роста для пополнения рядов Потсдамской гвардии и кубок из слоновой кости, изготовленный собственноручно Петром I.
Дорога в Россию.
В январе 1717 года «янтарный убор», упакованный в 18 больших и малых ящиков, отправился из Берлина в Мемель (сегодня это город Клайпеда в Литве). Там обер-гофмейстер герцогини Курляндской Анны Иоанновны Бестужев принял ценный груз и под воинским конвоем с величайшей осторожностью отправил его через Ригу в Петербург.
Доставленные в Летний дворец и распакованные в точном соответствии с инструкцией янтарные панно осмотрел А. Д. Меншиков. Он же сообщил царю о состоянии прибывшего в Петербург подарка:
«Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
От одного из экскурсоводов музея-заповедника «Царское Село» слышала историю, что нескольких панелей после осмотра Меншикова все же не досчитались. Так это было или не так – узнать не суждено, Петр I к янтарной диковинке очень быстро охладел, и она без дела пролежала до вступления на престол Елизаветы Петровны.
Императрица вспомнила о чудесном подарке из Берлина и решила украсить «янтарным убором» строящийся для нее Зимний дворец (3-й по счету). Для сборки пригласили итальянца А. Мартелли, но имеющихся панелей для отведенного помещения не хватало, поэтому придворный архитектор Ф.Б. Растрелли дополнил интерьер золоченой резьбой, росписью «под янтарь» и зеркалами.
С 1746 года Янтарная комната использовалась как место для официальных приемов в Зимнем дворце, а в 1755 Елизавета Петровна решила перенести ее в Екатерининский дворец Царского Села (тогда он назывался Большим).
На своем законном месте.
Начальник канцелярии Императорского кабинета В. Фермор организовал специальную команду, которая разобрала панели, уложила их в ящики и переправила вручную в загородную резиденцию. Здесь Ф.Б. Растрелли пришлось снова проявить свой архитектурный талант, чтобы разместить янтарные элементы в новом помещении. Пустоты между ними заполнили зеркалами, мозаиками из агата и яшмы, небольшими скульптурами и канделябрами, на изготовление дополнительных деталей ушло 450 кг янтаря.
В 1770 году это «восьмое чудо света» предстало перед зрителями в своем окончательном варианте.
Уникальная комната требовала постоянного наблюдения, поэтому для нее был в штате выделен отдельный смотритель. Четырежды янтарный кабинет реставрировался, пятая реставрация, запланированная в 1941 году, не состоялась. Эвакуировать огромные панели 3-метровой высоты не стали из-за чрезвычайной хрупкости янтаря, поэтому их обшили войлоком и досками и оставили во дворце. Консервация спасла Янтарную комнату от взрывов, но не уберегла от фашистов.
18 января 1941 года они вошли в Пушкин, и Екатерининский дворец сразу же подвергся разграблению. Немецкие солдаты выламывали куски облицовки «на память», один из офицеров вывез в качестве трофея флорентийскую мозаику, заказанную Елизаветой Петровной специально для Янтарной комнаты. Настоящим чудом можно считать то, что мозаика была обнаружена и вернулась на родину в 2000 году.
Прозвучит странно, но от варварского разрушения "янтарный убор" спасла немецкая комиссия по изъятию ценностей на оккупированных территориях – «Кунсткомиссион». В 1942 году панели из янтаря и предметы обстановки вывезли в Кенигсберг, где до второй половины 1944 года демонстрировали в Королевском замке как «национальную прусскую святыню».
В августе 1944 года в результате пожара после налета английской авиации замок был разрушен. Есть мнение, что янтарные панели были эвакуированы задолго до налета.
Вопрос о том, куда исчезла Янтарная комната, до сих пор остается открытым.
Сегодня в Екатерининском дворце демонстрируется искусная копия, воссозданная «с нуля» по фотографиям и старинным гравюрам. Благодаря колоссальной работе реставраторов, продлившейся 24 года, «восьмое чудо света» снова вернулось в Царское Село.