Найти в Дзене

Откуда взялась Янтарная комната в Царском Селе?

Оглавление

Янтарную комнату в Екатерининском дворце называют "восьмым чудом света", ею любуются туристы со всего мира, над загадкой ее исчезновения ломают головы историки и краеведы. Откуда же появилась в Царском Селе эта таинственная комната?

Янтарная комната в Екатерининском дворце
Янтарная комната в Екатерининском дворце

Прусские корни

В 1701 году король Пруссии Фридрих I и его супруга София-Шарлотта в рамках торжеств по случаю коронации посетили прусский город Кенигсберг (современный Калининград), европейскую столицу янтарного промысла. В качестве подарка королевской чете преподнесли две большие рамы, выполненные из янтаря.

Вернувшись в Берлин, Фридрих, озадаченный перестройкой столицы, решил украсить янтарными панелями комнату в Литценбурге, личной резиденции королевы. Такое оформление должно было стать изюминкой дворца, ведь колоссальными залежами янтаря ни одно государство, кроме Пруссии, похвастаться не могло.

Добыча янтаря на Земландском побережье. Гравюра XVII века
Добыча янтаря на Земландском побережье. Гравюра XVII века

Откладывать дело в долгий ящик не стали. За разработку проекта янтарных панелей тут же взялся архитектор королевского двора Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. Реализацию чертежей доверили его коллеге Андреасу Шлютеру, на помощь к которому датский король Фридрих IV командировал своего «художника и янтарных дел мастера» Готтфрида Вольффрама. Заканчивали Янтарный кабинет спустя 10 лет данцигские мастера Эрнст Шлахт и Готтфрид Турау. Но ни король Фридрих I, ни его супруга София-Шарлотта смонтированную янтарную диковинку так и не увидели.

Следующий прусский король Фридрих-Вильгельм I был человеком очень практичным, денег на затратные эстетические изыски откровенно жалел. Вступив на престол в 1713 году, он тут же остановил все дорогостоящие работы, запланированные отцом. Но даже он не смог устоять перед созданной янтарной красотой: панели вмонтировали в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Здесь во время визита в Пруссию и увидел впервые янтарное чудо Петр I, и, как пишет С.Н. Вильчковский, «довольно бесцеремонно выпросил себе этот кабинет».

Портрет Петра I кисти Жан-Марка Натье из коллекции Эрмитажа
Портрет Петра I кисти Жан-Марка Натье из коллекции Эрмитажа

Фридрих-Вильгельм I просьбу без внимания не оставил, и в ноябре 1716 года в честь заключения союза между Россией и Пруссией преподнес русскому царю в числе дипломатических подарков Янтарный кабинет.

В письме своей супруге Екатерине Петр I по этому поводу написал: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».

Через пару лет Фридрих-Вильгельм I получит ответный подарок, надо сказать, весьма интересный: 55 гренадеров исполинского роста для пополнения рядов Потсдамской гвардии и кубок из слоновой кости, изготовленный собственноручно Петром I.

Дорога в Россию.

В январе 1717 года «янтарный убор», упакованный в 18 больших и малых ящиков, отправился из Берлина в Мемель (сегодня это город Клайпеда в Литве). Там обер-гофмейстер герцогини Курляндской Анны Иоанновны Бестужев принял ценный груз и под воинским конвоем с величайшей осторожностью отправил его через Ригу в Петербург.

Доставленные в Летний дворец и распакованные в точном соответствии с инструкцией янтарные панно осмотрел А. Д. Меншиков. Он же сообщил царю о состоянии прибывшего в Петербург подарка:

«Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

От одного из экскурсоводов музея-заповедника «Царское Село» слышала историю, что нескольких панелей после осмотра Меншикова все же не досчитались. Так это было или не так – узнать не суждено, Петр I к янтарной диковинке очень быстро охладел, и она без дела пролежала до вступления на престол Елизаветы Петровны.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1768 г. Коллекция Екатерининского дворца
Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1768 г. Коллекция Екатерининского дворца

Императрица вспомнила о чудесном подарке из Берлина и решила украсить «янтарным убором» строящийся для нее Зимний дворец (3-й по счету). Для сборки пригласили итальянца А. Мартелли, но имеющихся панелей для отведенного помещения не хватало, поэтому придворный архитектор Ф.Б. Растрелли дополнил интерьер золоченой резьбой, росписью «под янтарь» и зеркалами.

С 1746 года Янтарная комната использовалась как место для официальных приемов в Зимнем дворце, а в 1755 Елизавета Петровна решила перенести ее в Екатерининский дворец Царского Села (тогда он назывался Большим).

На своем законном месте.

Начальник канцелярии Императорского кабинета В. Фермор организовал специальную команду, которая разобрала панели, уложила их в ящики и переправила вручную в загородную резиденцию. Здесь Ф.Б. Растрелли пришлось снова проявить свой архитектурный талант, чтобы разместить янтарные элементы в новом помещении. Пустоты между ними заполнили зеркалами, мозаиками из агата и яшмы, небольшими скульптурами и канделябрами, на изготовление дополнительных деталей ушло 450 кг янтаря.

В 1770 году это «восьмое чудо света» предстало перед зрителями в своем окончательном варианте.

Фрагмент Янтарной комнаты. В центре янтарного панно прусский герб с одноглавым орлом и монограммой Фридриха I
Фрагмент Янтарной комнаты. В центре янтарного панно прусский герб с одноглавым орлом и монограммой Фридриха I

Уникальная комната требовала постоянного наблюдения, поэтому для нее был в штате выделен отдельный смотритель. Четырежды янтарный кабинет реставрировался, пятая реставрация, запланированная в 1941 году, не состоялась. Эвакуировать огромные панели 3-метровой высоты не стали из-за чрезвычайной хрупкости янтаря, поэтому их обшили войлоком и досками и оставили во дворце. Консервация спасла Янтарную комнату от взрывов, но не уберегла от фашистов.

Янтарная комната во время Великой Отечественной войны
Янтарная комната во время Великой Отечественной войны

18 января 1941 года они вошли в Пушкин, и Екатерининский дворец сразу же подвергся разграблению. Немецкие солдаты выламывали куски облицовки «на память», один из офицеров вывез в качестве трофея флорентийскую мозаику, заказанную Елизаветой Петровной специально для Янтарной комнаты. Настоящим чудом можно считать то, что мозаика была обнаружена и вернулась на родину в 2000 году.

Прозвучит странно, но от варварского разрушения "янтарный убор" спасла немецкая комиссия по изъятию ценностей на оккупированных территориях – «Кунсткомиссион». В 1942 году панели из янтаря и предметы обстановки вывезли в Кенигсберг, где до второй половины 1944 года демонстрировали в Королевском замке как «национальную прусскую святыню».

В августе 1944 года в результате пожара после налета английской авиации замок был разрушен. Есть мнение, что янтарные панели были эвакуированы задолго до налета.

Все, что осталось от Королевского замка в Кенигсберге.
Все, что осталось от Королевского замка в Кенигсберге.

Вопрос о том, куда исчезла Янтарная комната, до сих пор остается открытым.

Сегодня в Екатерининском дворце демонстрируется искусная копия, воссозданная «с нуля» по фотографиям и старинным гравюрам. Благодаря колоссальной работе реставраторов, продлившейся 24 года, «восьмое чудо света» снова вернулось в Царское Село.