Последний месяц я сижу дома. Не в смысле, взаперти, а относительно моей обычной круглогодичной внедомовой деятельности: учеба, работа, какие-нибудь мероприятия (конференции, волонтерства). Я не сижу, мирно сложив ручки на телефон, телефон на коленки, коленки на диванчик. Создается впечатление у меня и моих близких, что я постоянно чем-то занята, правда, результат не виден. После двух-трех недель такого сидения, я начала ощущать смутный душевный дисбаланс. Стала копаться, пытаясь выявить причину. Накопала, делюсь с вами.
На третьем курсе у нас был прекрасный предмет - «Гендерная политика», на котором, среди всего остального, мы читали и обсуждали книгу, открывшую собой вторую волну женского движения. Дальнейшее мое повествование сейчас не будет затрагивать тему феминизма, поговорим о характере домашнего труда, который открывает собой эта занимательная книга: Бетти Фридан, «Загадка женственности».
После Второй мировой войны и до конца 60-х годов в США традиционный образ женщины 18-45летнего возраста – это образ домохозяйки. Женщины не имели необходимости работать, да и желания, тоже. На это были причины: во-первых, последствия Великой депрессии и Второй мировой войны вызвали своеобразный «откат» женщин к домашнему очагу, а во-вторых, экономически мужчина мог содержать семью, предоставляя женщине заниматься домом и детьми. В результате, известное нам поколение «бэби-бумеров»: в среднем, после 1945 года, на одну американскую семью приходилось 3-5 детей.
Однако в этот же самый период возникла «проблема без названия»: почему среди женщин-домохозяек появилась неудовлетворенность жизнью, рост депрессий и злоупотреблений алкоголем? Что внутри уютно обставленных домов с запахом хрустящего постельного белья и яблочных пирогов вызывало в душе домохозяек щемящее чувство тоски, безысходности и ненужности? Ведь этим женщинам некогда грустить и скучать, им было, чем заняться: детьми, уборкой, готовить ужины любимому мужу.
Ответ, по мнению Бетти Фридан, в характере труда: труд домохозяйки имеет нетворческий и рутинный характер, результат которого либо сразу же потребляется, либо стирается с течением времени. Чувствуя на подсознательном уровне, что их жизнь и работа в доме не служат какой-то конкретной осязаемой цели, что они как личности не могут реализоваться через рутинную неквалифицированную работу, женщины впадали в депрессию.
Эту книгу и всю суть мыслей о жизни американских домохозяек в середине ХХ века, и в целом, характер домашнего труда, можно лучше понять, обратившись к книге Ханны Арендт «Vita Activa» (Х.Арендт – одна из самых известных женщин-философов XX века). В свое книге Арендт разделяет всю деятельность человека на три группы:
1. Труд – деятельность, включенная в биологический круговорот всего живого на земле и направленная, применительно к человеку, на постоянное поддержание текущих материальных благ.
2. Создание – деятельность, направленная на создание нового продукта; имеет творческий характер.
3. Действие – высшая форма деятельности, в которой раскрывается личность человека.
Примером действия может служить деятельность руководителя, организатора, примером создания – работа художника, ювелира. А вот примером труда служит как раз работа домохозяйки по поддержанию чистоты и порядка в доме. Имея циклический характер (постоянно повторяясь), труд не дает «выхлопа» человеческой личности и поэтому не может все время преобладать в его деятельности. Да, есть краткосрочный эффект от выполненной работы, да, результат труда греет сразу, но в будущем не несет с собой никаких перспектив.
Что касается меня, то раз в неделю получаю огромное удовольствие, натирая пол, равно как и замешивая тесто на пирог. Если эти действия повторяются чаще, да и еще и на протяжении длительного времени, то меня снедает серая тоска. А если еще и на горизонте ничего не маячит (слава Богу, сейчас там маячит учеба и работа с сентября), то туши свет. Я понимаю, что жизнь слишком прозаична, и в большой семье (в которой я живу) кто-то должен делать домашнюю рутину, но когда в жизни есть только эта рутина….
Так вот, подъезжая к концу. Как отмечает Бетти Фридан, многие женщины в 50-60е гг. при опросах населения в графе «место работы» с гордостью писали: «Домохозяйка».
Меня в детстве всегда удивляло, когда я спрашивала своих друзей\приятелей, «Кем работает твоя мама?». Когда я слышала в ответ, что мама – домохозяйка, я искренне удивлялась, что оказывается, делать домашнюю работу – это профессия. Тогда моя мама кто? Разве она не домохозяйка? Домохозяйка. Просто она еще работает. На второй работе, врачом.
Как считаете, есть такая профессия - домохозяйка?