Найти в Дзене
ABW

Везде обман? Ездим по АЗС в поисках честных манометров

В свое время мы задались целью проверить, насколько точны манометры на АЗС, - и оказалось, что не все системы подкачки одинаково полезны. Спустя насколько лет мы решили повторить исследование, посетив несколько старых и несколько новых заправок. Получилось увлекательно! 

-2

Но прежде чем отправиться по заправкам, мы пообщались с техническим экспертом - в его роли выступил руководитель отдела сервиса компании "Автосеть" Евгений Максимов. Мы задали собеседнику несколько банальных, но очень важных с точки зрения понимания проблемы вопросов о шинах, давлении и манометрах. 

Сколько качать?

-3

По-хорошему следует выставлять давление, рекомендуемое производителем автомобиля. Эти цифры приводятся в руководстве по эксплуатации, а также на крышке лючка топливного бака или в проеме водительской двери. Причем цифры могут отличаться в зависимости от модификации автомобиля, размерности применяемых колес, а также того, насколько загружен автомобиль. Совет специалистов прост: следовать рекомендациям автопроизводителя. 

-4

"Производитель устанавливает давление в колесе экспериментально так, чтобы шина самым лучшим образом под весом автомобиля обеспечивала оптимальное пятно контакта с дорожным покрытием, - отмечает Евгений. - Перекачанные шины имеют уменьшенное пятно - в этом случае сцепление с дорогой оказывается ниже, происходит ускоренный износ центральной части протектора. При слишком низком давлении, наоборот, будет изнашиваться плечевая зона. Но есть и более серьезная проблема: возникает большая нагрузка на каркас шины, что со временем приводит к его разрушению. Специалисты говорят, что снижение давления на 0,5 бара относительно требуемого сокращает срок службы на 30-40 процентов. Если же колесо приспущено на 0,2 бара, последствия не столь катастрофичны: будет происходить лишь более быстрый износ протектора, но и его за несколько месяцев езды можно не заметить". 

-5

Впрочем, давление в шинах надо контролировать не столько из-за износа, сколько из соображений безопасности. От давления шины зависит тормозной путь и управляемость автомобиля - в аварийной ситуации это может иметь важное значение. Неслучайно с 1 ноября 2012 года все новые модели автомобилей, а с 1 ноября 2014-го вообще все новые автомобили в Европе должны обязательно оснащаться системой контроля давления в шинах TPMS (Tyre Pressure Monitoring System). 

От чего зависит точность манометра?

-6

"Как правило, точность измерения манометра составляет 0,1 бара - это цена деления шкалы на механическом приборе. У электронных приборов дискретность измерения аналогичная. Новые манометры известных производителей измеряют давление очень точно. Они проходят поверку без замечаний...

-7

Но чем больше срок эксплуатации, чем больше факторов, которые сказываются на их работе, тем хуже со временем становится точность", - говорит Евгений. 

-8
-9

В качества примера наш эксперт приводит манометр на шиномонтажном станке. Он установлен стационарно, поэтому не подвержен механическим воздействиям (ударам), к тому же всегда находится в помещении и не страдает от воздействий внешней среды. Поэтому может прослужить без нареканий и 5, и 10 лет. 

-10
-11

А вот в руках Евгения переносные манометры: "Это профессиональный инструмент топового уровня, отнюдь не дешевый: контрактная стоимость - от 70 евро. Да, они защищены противоударным резиновым корпусом, ведь возможностей "приложиться" при случайном падении предостаточно - бетонный пол, домкраты, инструменты… Добавим к этому внешние условия. Главные враги - пыль и влажность. В воздухе всегда присутствует вода, а климат у нас достаточно влажный. Весь объем воздуха, накачиваемый в шины, идет через манометр - вот влага и накапливается. И это сказывается на точности. Поэтому такие манометры при активном использовании в условиях шиномонтажной мастерской служат всего около года!"

-12

Некоторые АЗС зимой выключают компрессоры с целью уберечь оборудование от вредного воздействия внешней среды. И правильно делают! Зимой влажности особенно много. В качестве примера Евгений демонстрирует осушитель компрессора. При околонулевой температуре при максимальной влажности сливается около 10 литров воды за день!

-13

Влажность убивает манометры и электронные устройства накачки. Электронный датчик давления выходит из строя, прибор начинает неожиданно "врать". То же самое и с механическим манометром, который незаметно для пользователя может начать занижать или завышать показания. 

-14

При этом нельзя сказать, что электрический манометр точнее механического, - все зависит от того, как он эксплуатируется и как обслуживается. Но если оборудование расположено на улице, оно более уязвимо. 

Методика испытаний

-15

Точность работы манометров на АЗС будем проверять следующим образом. Берем "эталонное" колесо и выставляем в нем давление 2,0 бара. Вот на нем и будем сначала производить измерения, а затем выставлять те же 2,0 бара, но уже по показаниям проверяемого манометра. А для сверки будем использовать поверенный манометр, который нам любезно предоставили для эксперимента сотрудники компании "Автосеть". 

-16

Почему замеры производим на "запаске"? Все просто: в движении колеса греются, давление растет. Было "на холодную" 2,0 бара, станет 2,1. Именно по этой причине проверять давление стоит не сразу после поездки (особенно при активной езде), а после стоянки хотя бы в несколько минут. И не надо удивляться, если давление будет выше нормы. 

-17

И уж тем более не стоит стравливать воздух из колеса! А если качаете колеса "на горячую", сразу выставляйте на 0,1 бара выше - не прогадаете. 

-18

Кстати, вот вам показательный момент: в нашей "запаске", довольно долго пролежавшей в "подполье" багажника, изначально оказалось всего 1,3 бара! Это к вопросу о том, что давление в пятом колесе стоит тоже периодически проверять. 

-19

И еще: вместо того чтобы просто поднять давление до требуемого, специалисты "Автосети" предложили заменить вентиль и золотник. Как показывает практика, последний является "расходником" и через несколько лет эксплуатации начинает терять герметичность. Отсюда рекомендация менять вентили раз в несколько лет или при каждой смене шин на дисках. Разумный подход!

"Вы на территории иностранного предприятия"

-20

Наша проверка началась с казуса. На первой же АЗС, а ею оказалась "Газпромнефть" на ул. Ваупшасова, сотрудники заправки, увидев нашу попытку произвести видеосъемку, поинтересовались, что и для каких целей мы снимаем. И, разумеется, не разрешили это делать, потому как наши действия не согласованы с вышестоящим руководством. На наш аргумент, что белорусскими законами это не запрещено, сотрудник АЗС заметил, что мы находимся на территории иностранного предприятия (слава богу, что не государства!), а потому… 

Препираться или общаться с юристами компании не входило в наши планы. Мы покинули территорию иностранного предприятия и отправились на АЗС других сетей. Но, прекрасно понимая, что на любой АЗС можем встретить подобный прием, впредь решили не "светиться". 

Электронные честны, механические привирают

-21

АЗС "А-100" №21 на ул. Ваупшасова встретила колонкой с электронной системой подкачки: сначала выставляешь требуемое давление, затем система производит измерение и при необходимости подкачивает или стравливает воздух из колеса. В данном случае она ограничилась лишь измерением, правильно определив давление в нашей "запаске". 

-22

Похожая система применена и на АЗС "Белоруснефть (ул. Ваупшасова, 53). Правда, здесь автомат с ходу показал 1,9 бара и быстро довел до 2,0. Что любопытно, наш контрольный манометр продемонстрировал то же значение. Будем считать, что все корректно. 

На следующую "зеленую" заправку - "Белоруснефть" №49 - заезжали в предвкушении "хайпа": нагло врущий механический манометр мы выявили еще в 2015 году, и до прошлого года он продолжал уверенно завышать показания на 0,4-0,5 бара. Но "интриги, скандалы, расследования" разбились о новенькую систему подкачки с электронным манометром - и он, разумеется, оказался точным! Что же, мы только рады тому, что пользователя АЗС наконец-то получили "правильную" систему подкачки.

-23
-24

А вот на заправке напротив все по-прежнему - старый механический манометр, который показал 1,7 бара и даже не покраснел! И когда мы выставили по этому "прибору" якобы 2,0 бара, наш поверенный манометр показал аж 2,4 бара! 

-25

Бить таких надо за вранье! Вот, наверное, и бьют - роняют на плитку. Потому те и врут…

prevnext
prevnext

АЗС United Company на пересечении МКАД и Логойского шоссе также предлагает для подкачки механический манометр. И он тоже знатный враль! Показал всего 1,6 бара, а когда показал 2,0, на деле оказалось 2,3. Хорошо, что с подачи этого "обманщика" мы перекачали колесо, а не стравили из него воздух. 

После каждого подобного измерения мы восстанавливаем нужное давление по показаниям нашего контрольного манометра. Но, видимо, после UC сделали это недостаточно добросовестно, потому что автомат на АЗС №2 сети "А-100" в Боровой показал 2,1 бара и слегка стравил воздух до 2,0. Перепроверили нашим манометром - все верно! 

-27
-28

Но по соседству на этой же заправке мы заметили еще одну подкачку, уже с механическим манометром. И что бы вы думали? Он показал 1,9 бара! Подкачали до 2,0 - и на нашем контрольном приборе увидели 2,1. Конечно, разбежку до 0,1 бара можно считать нормой, но сама тенденция такова, что электронные приборы показывают те же показания, что и контрольный прибор. А вот механические манометры демонстрируют альтернативные цифры…

-29

Впрочем, подкачка на АЗС №61 "Лукойл" рядом с бизнес-центром "ХХI век" (пр-т Независимости, 169А) снабжена как раз механическим прибором - и он показал точный результат. Вот только сама подкачка не очень удобна в использовании: корректировать давление нужно при помощи кнопок: одна качает воздух - другая спускает. 

-30

И все бы ничего, но фиксатор на шланге со своей задачей не справлялся. Так вот, в одиночку и шланг придерживать, и кнопки нажимать не получится!

-31

Похожий стенд и на лукойловской заправке №69, что на МКАД, в районе Степянки (ул. Южная, 39, Минск). Но, во-первых, шкала манометра размечена в кРа (ладно, просто делим на 100 и получаем в барах), во-вторых, стрелка без подключения шланга показывает 40 кРа. 

-32

Логика подсказывает, что на те же 40 кРа манометр и будет врать при измерении давления. Практически так оно и выходит! Прибор бодро заявляет 240 кРа, а когда мы выставляем по нему 200 кРа, закономерно получаем на контрольном манометре 1,7 бара. Если достаточно долго ездить на колесе с таким давлением, оно изрядно сократится!

Наш вердикт

-33

Современные электронные системы подкачки с электронными манометрами оказались вполне точными. А вот механические манометры практически во всех случаях занижали показания, заставляя перекачивать колесо. Скорее всего, дело не столько в типе прибора, сколько в том, что болтающийся на шланге механический манометр больше подвержен механическим воздействиям при использовании, к тому же всегда открыт всем ветрам - в отличие от электронных устройств, которым все-таки должно доставаться меньше. В общем, если проверять давление в шинах, то лучше на свежих заправках, где установлены современные системы подкачки. Хотя бы в силу малого возраста больше шансов, что они будут честнее. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

P.S. Редакция выражает благодарность компании "Автосеть" за оказанную техническую помощь в подготовке материала. 

Выбрать подходящий новый или б/у автомобиль всегла можно в нашей базе объявлений - там более 65.000 вариантов

Другие наши проверки:

Кока-кола, "Фейри" и не только. Испытали на деле, что лучше других справляется с сотнями присохших и застаревших мошек

"Автомобильная зеркальная пленка прозрачная анти-легкая". Проверили китайские наклейки против дождя - сами в шоке