Театральная Франция в заметках нашего постоянного автора – Анастасии Барковой. Сегодня об Авиньонском фестивале от первого лица.
Закончился Авиньонский театральный фестиваль, а я тут чисто случайно рядом стажировку проходила. Авиньон до и во время фестиваля – это просто несравнимо, тут просто какое-то бешеное оживление. Я никогда не видела СТОЛЬКО театральных афиш: ими облеплены все столбы, стены, парапеты и пожарные столбы, есть улицы (узенькие европейские улочки, вы представляете), где все стены домов ими завешаны.
Плюс по городу ходят десятки человек, раздающих флаеры на свои спектакли (не на скидки в пятерочке и на маникюр, а флаеры на спектакли!), все они очень хотят с тобой поговорить и рассказать, что они там показывают. Часто эти ребятки объединены в группы, как-то по-особенному одеты / играют на музыкальных инструментах / едут на телеге. Кто эти люди – точно неизвестно, но такое ощущение, что среди них много самих актеров и режиссеров. Кстати говоря, спектакли у них не бесплатные, и стоят евро 15, если у тебя нет специальной скидочной карты.
Дело в том, что на Авиньонском фестивале есть in и off программа, и вот все эти ребята – это off, те, кто не вошел в основную, но приехал засветиться, идея вообще хорошая, потому что билеты на многие спектакли in закончились еще до начала фестиваля, а туристов, желающих хоть как-то поучаствовать в происходящем (как я) – тьма.
Кстати, о закончившихся билетах и вообще о билетах: первое, что я захотела сделать, это купить билет на спект Кирилла Серебренникова (на минуточку, единственного русского режиссера в этом году) "Outside", но сообразила я слишком поздно, было уже 20 июня – билетов уже не было. Очень мило, что не меня одну это расстроило, потому что на доске объявлений около кассы я нашла три штуки с просьбой продать билет "на любую дату, ну пожалуйста!!!", написанных, к слову, не на русском. В принципе, это неудивительно, потому что Серебренников представляет здесь свои спектакли не в первый раз – в 2015 "Идиоты", в 2016 "Мертвые души".Еще один милый момент, связанный с Серебренниковым – это вот этот стенд в главном офисе фестиваля, где организаторы требуют свободы Кириллу и немножко пафосно, но очень душераздирающе рассказывается его история.
Вообще купить билеты хоть на что-нибудь оказалось непросто, потому что французская версия сайта содержит столько специальной лексики, что я отчаялась что-то перевести, а офис работает только по будням не очень много часов и с перерывом на обед (спасибо, с началом фестиваля стало получше).
Когда я добралась до кассы, фестиваль уже начался, и таких же неудачников как я, которые не дружат с сайтом, оказалось довольно много. Короч, очередь, как в Советском союзе (наверное), ну или как к Тимати за бургером. Прикольно, что тут скидки для молодежи (до 26 лет) на все спектакли + есть специальное предложение: 4 спекта за 40 евро, считай, 750 рублей за фестивальный спектакль! Но я смогла взять билеты только на два, потому что выбора уже особо не было.
Что это были за спектакли:
1) Оливер Пи (директор фестиваля с 2015 года) "Любовь торжествующая"
По какой-то сказке братьев Гримм (по какой – они скрывают, а я так и не поняла). Попытались высмеять штампы, но не получилось (на лаборатории театральной критики нас заклинали так не писать, но мне очень хочется). Было мило, но довольно безвкусно. Клеенчатая декорация с плохо пропечатанным садом, яркие однозначные цвета, типо смешно переодетый в девушку мужик и вокальные вставки... даже делая скидку на мой уровень французского, это не фестивальная программа и не 17 евро...
2) Яна Свободова и Wen Hui (не знаю, как это правильно транслитирировать) "Ordinary people"
Китайцы и чехи про коммунитически-тоталитарные режимы. Спектакль состоит из коротких вроде бы документальных историй (слава богу, там были французские субтитры, и я поняла 90 процентов инфы), музыкальных и пластических фрагментов, такой меланж. После просмотра можно сделать вывод, что в Китае реально жесть в стране происходит, а чехи всем сердцем благодарны богу, что Советский союз закончился, и до сих пор мысленно крестятся, вспоминая о нем. Скажем так, европейцам, которые воспринимают эти коммунистические режимы, как варварскую диковинку, и считают, что у нас советский союз очень даже торжествует, зашло куда больше, чем мне. Насколько я поняла, для них практически все, сказанное на эту тему, по определению ново, интересно и вообще очень необычно. Конечно, для нас это не так, и мне прямо очень не хватило глубины, погружения в тему. Здесь же столько всего можно сказать, а вы не говорите, по сути ничего, только зачем-то затрагиваете это все...
А вот вам несколько фактов об Авиньонском фестивале
Спектакли идут целыми днями, на огромном количестве площадок, иногда даже за городом. Есть и бесплатные (особенно, если ты родился в Провансе или учишься в Авиньоне): экскурсии, мастер-классы и пресс-конференции. Это все очень круто, но желательно либо знать франц./англ. в идеале, либо ходить на танцевальные спектакли.
Авиньонский фестиваль был создан Жаном Виларом в 1948 году в противовес богемному парижскому театру и с целью вовлечь в этот вид искусства народные массы, особенно молодежные (на первых этапах зрителям даже могли предоставить жилье на время фестиваля).
Фестиваль проходит каждый год в июле в течение 3 недель.
Программу феста формирует его директор. Только в 2003 - 2014, когда фестивалем руководили Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе, программу формировали приглашенные режиссеры.
С 2015 года директором феста является Оливер Пи.
В фестивале ежегодно принимают участие 35-50 коллективов. Из российских режиссеров свои спектакли на авиньонской сцене показывали Петр Фоменко, Сергей Женовач, Валерий Фокин, Гентриетта Яновская, Юрий Любимов, Анатолий Васильев.
***
Автор: Анастасия Баркова